Учебно-методическая разработка “Введение в философию науки” (как первый раздел курса “Концепции современного естествознания”), страница 21

Но также текст может рассматриваться и как форма, воплощающая произвольное (а не рациональное) начало мироустройства, принцип «разнозакония» или отсутствия единого направляющего принципа. Текст – своеобразная система текстов и подтекстов, не сводимых ни к какому синтезу, это живое, непредсказуемое образование, особым способом дарящее совершенно неожиданные (и может быть и нежеланные) открытия и откровения.

Г) Научная картина мира. Сложные поиски гуманитарного знания в направлении новых форм и методов познания постепенно начинают влиять и на естественнонаучное знание. Все большее внимание уделяется таким мало операциональным и описательным формам научного познания как идеалы и нормы науки и научные картины мира.

Картина мира – предельная форма нашего знания о мироздании. В отличие от мировоззрения, картина мира – это совокупность мировоззренческих знаний о мире, или, по словам К. Ясперса: «Совокупность предметного содержания, которым обладает человек» в своем знании. Предметность картины мира обусловлена тем, что ее важнейшие теоретические аспекты формируются наукой и философией.

Можно выделить чувственно-пространственную картину мира, в рамках которой человек действует в обычных жизненных условиях. Далее, духовно-культурную картину мира, в рамках которой функционируют стандарты, стили мышления, парадигмы, традиции и т.п. И, наконец, метафизическую картину мира, представляющую мир как универсальную целостность (или столь же универсальное многообразие и многоголосие). Эти картины мира различаются по степени теоретической и мировоззренческой глубины и ясности.

На основе функционирования первых двух типов картин мира формируется научная картина мира (НКМ). Главная функция НКМ – быть фундаментом научно-аналитического, исследовательского постижения мира. С методологической точки зрения главными характеристиками НКМ являются нормативность и интегративность. Структура НКМ  включает в себя центральное теоретическое ядро, фундаментальные допущения и частные теоретические модели (которые постоянно достраиваются, обеспечивая динамичность НКМ).

Создается НКМ едиными усилиями натурфилософии  и естествознания. С точки зрения идеалов и универсальных норм научного познания – натурфилософией, а с точки зрения дисциплинарной направленности и окраски – естествознанием. Поэтому НКМ предстает либо как физическая картина мира, либо как биологическая картина мира, либо как антропная картина мира. Ключевыми моделями этих картин мира являются, соответственно: механизм, организм и человек.  

Поскольку в науке долгое время (XVII-XIV века) доминирующей дисциплиной была физика, то и научная картина мира совпадала с физической картиной мира. Эта картина мира проходит в своей эволюции следующие этапы: механическая, электродинамическая и реляционная картины мира. Первая основана на механике атома, вторая – на механике силы, оперирующей понятиями электричества, магнетизма, энергии, третья – на квантовой механике и теории относительности, утверждающих идею неразрывной связи силы и материи, пространства и времени.

Первые физические картины мира являются детерминистскими, т.е. предполагающими наличие в мире однозначных причинно-следственных отношений. Механическую картину мира называют еще лапласовской по имени французского физика, математика и астронома, доведшего принцип детерминизма до максимального завершения и выражения в математических формулах.

Релятивистская (строящаяся на принципе относительности) картина мира принципиально отличается от первых двух типов картин толкованием важнейших понятий: материя, пространство, время, причина, следствие, закон и т.п. Она направляет свои усилия на понимание совокупности условий микрофизики, статистического характера физических законов, дополнительности квантовой механики и теории относительности, двойственной природы материи (вещество и поле).