Организация специальных функций исполнительной власти (на примере департамента промышленности Комитета экономики Администрации Волгоградской области), страница 8

Таким образом, в результате решения задачи распределения функций (сфер деятельности) фактически формируются норматив­ные модели управления. Каждая процедура управления теперь может быть развернута как хозяйственные права, должностные обязанности и личная ответственность конкретного должностно­го лица, т.е. должностное лицо устанавливает право затребо­вать сведения (что) для выполнения распределенной за ним процедуры от конкретного лица (кого) к определенному сроку (когда). Получив необходимые сведения, должностное лицо обя­зано выполнить над исходными данными ряд действий и операций (что) в определенной последовательности (как) в соответствии с нормативными затратами ресурсов на обработку известного объема информации (сколько) к заданному сроку (когда). Так формируются обязанности должностного лица. В результате вы­полнения процедуры управления должностное лицо обязано выра­ботать решение по управлению, за которое оно несет личную ответственность.

Кроме того, оформив решение в документ (что), должностное лицо несет ответственность за то, что этот документ был пе­редан по адресу (кому) и в установленный срок (когда).

Нормативная модель деятельности должностного лица форми­руется из совокупности карт (табл. 1.2.).

                                                                         Таблица 1.2.

                      Карта регламентации функций

Право (затребовать, использовать)

Обязанность (выполнить, осуществить, преобразо­вать)

Ответственность (вы­дать, направить, осу­ществить)

Что

От кого

Когда

        Кто

Что

Как

Сколько

Где

Что

Кому

Когда

 Карты представляют юридический документ системы "функция", в которых для реали­зации данной процедуры расписаны нормативные компоненты его, т.е. хозяйственные права, должностные обязанности, личная ответственность конкретного должностного лица. Оформив по каждой процедуре карту, подгруппы составляют реестр карт по каждой функции с указанием должностных лиц, за которыми рас­пределены конкретные процедуры. Совокупность всех карт реа­лизует нормативную модель управления. На этом этапе заканчи­вается статистический вариант системы.

На втором этапе нормативные модели проверяются экспери­ментально, т.е. начинается динамический вариант системы. Для экспериментальной проверки карт выбирается производственная ситуация. Эта ситуация имитируется должностными лицами по­средством разработанных моделей. Далее производится анализ и оценка деятельности должностных лиц в имитируемой ситуации.

Таким образом, основным, результатом системы "функция" является схема управления и комплекс карт по каждой функции управления. Применение карт должностными лицами в управлении хозяйственной системой позволит придать управленческой дея­тельности его объективные свойства правового регулятора: принудительность, нормативность и динамизм. Карты регламен­тации в силу своего Правового характера позволяют повысить эффективность управления, бороться с субъективизмом и произ­волом, тем самым, обеспечивая соблюдение законности.

При формировании "Карт регламентации функций" следует  соблюдать правила делегирования функций.

1. Установление любой функции в реальных условиях производства всегда связано с их распределением.

2. Выполнение той или иной функции всегда есть обслуживание кого или чего-либо, т.е. ни одна из обязанностей не может быть самоцелью.

3. Функция должна неизбежно сопровождаться ответствен­ностью работника, ее исполняющую, за своевременность и ка­чество обслуживания.

4. Там, где невозможно разграничить ответственность, там невозможно разграничить и вину.

5. Осуществление функций чревато конфликтными ситуация­ми, которые могут быть вызваны либо безответственностью, ли­бо некомпетентностью работника, либо плохим их распределе­нием.