Введение в социологию, курс лекций, страница 9

Комаров, М.С. Социология: Учебное пособие для вузов [Текст] / С.М. Комаров. – М.: Аспект Пресс, 2003.

Кравченко, С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: учебник [Текст] / С.А. Кравченко. – М.: Экзамен, 2007.

Московичи, С. Машина, творящая богов [Текст] / С. Московичи. – М.: Центр психологии и психотерапии, 1998.

Осипова, Н.Г. Профессия – социолог: учебное пособие [Текст] / Н.Г. Осипова. – М.: КДУ, 2009.

Радаев, В.В. Экономическая социология [Текст] / В.В. Радаев. – М.: Логос, 1997.

Фролов, С.С. Социология: Учебник для вузов [Текст] / С.С. Фролов. – М.: Гардарики, 2004.

Черных, А.И. История и социология – проблемы взаимодействия [Текст] / А.И. Черных // Социс. – 2000. - № 10.

Ядов, В.А. Размышления о предмете социологии [Текст] / В.А. Ядов // Социс. – 1990. - № 2.

Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы [Текст] / В.А. Ядов. – Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995.

Тема 3.         Специфика социологического знания (4 часа)

1.  Природа и характер социологического знания.

2.  Фактуальная основа социологического знания. Специфика социального факта.

3.  Трактовки социального факта в классической и современной социологии.

1. Характеризуя социологию, подчеркнем: данная наука выступает как система знаний и как определенный способ мышления.

Социология позволяет анализировать общество и социальные процессы под самыми разными углами зрения. Например, Энтони Гидденс подчеркивает, что границы социологии предельно широки, простираясь от анализа столкновения пешеходов до исследования глобальных процессов. Проблема научной специфики социологии очень непростая и надо поставить как минимум два вопроса: 1) способно ли социологическое знание быть подобным строгому естественнонаучному знанию? 2) может ли социологическое знание давать такой же точный результат в отношении социальных процессов и явлений, какой дает естественнонаучное знание в отношении природных процессов и явлений. Ответ: и нет, и да.

Поскольку социологическое знание включает в себя системный анализ, общенаучные методы, количественные оценки, использует не только логические доказательства, но и материал таких наук как математика, статистика, теория вероятности, то оно дает точный результат и может рассматриваться как разновидность строгого знания. Но социология имеет дело не с физическими объектами, а с людьми, их общностями, деятельностью как материалом для получения данных; люди отличаются в своем поведении самопознанием, целеполаганием, следовательно поведение людей изменяется постоянно, и нельзя говорить о совершенно точном и строгом социологическом анализе человеческого бытия подобно анализу природных процессов в естественных науках. Но тем не менее социологическое знание стремится к объективности.

Специфика социологического знания состоит в том, чтобы решать противоречия за счет совершенствования процедур сбора информации, взаимодополнения и комбинирования методов, недопущения абсолютизации полученных данных.

С помощью каких вопросов идет сбор информации? Существует четыре типа: 1) фактуальные – выяснение фактов; 2) сравнительные – возможность сопоставить похожие социальные факты в разных обществах; 3) развивающие – возможность связать настоящее с прошлым; 4) теоретические – необходимо выявить причинно-следственные связи.

Все эти типы связаны и требуют анализа.

Специфика социологического знания заключается в возможности обнаружить расхождения между целями, которые ставит индивид, и последствиями. Результаты бывают явные и неявные (латентные). Такое подразделение результатов деятельности индивида, группы, общности ввел американский социолог Роберт Кинг Мертон.

Социологическое знание расширяет представление социологов о последствиях поведения людей и влияния этих последствий на всю социальную жизнь.