Введение в социологию, курс лекций, страница 18

В трактате «Законы» Платон изобразил свою мечту об идеальном обществе-государстве. Платон - предшественник утопических теорий. Его заслуга: выразил один из начальных уровней осмысления общества, основанный на уподоблении общества государственному устройству. Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) развивает традицию понимания общества как государства. Государство, по его мнению, продукт естественного развития. А у Платона государство и общество трактуются как искусственно созданные. Так возникли две традиции: искусственное и естественное в объяснении возникновения общества и государства. Отношения властные, этические, политические, разные формы общности, в том числе  семья: все это рассматривается в учении Аристотеля.

Идеи об обществе, сформулированные в античное время, определили содержание теорий, существовавших в условиях раннего средневековья (V-XI вв.).

3. В период раннего средневековья не появилось принципиально интересных и новых общественных теорий, так как социальная реальность не приносила ничего нового. В это время европейские народы переживают множество бедствий, все воспринимается как «кара Божья». Обществознание теологизировано, оно - прерогатива католической церкви. Ею используются идеи отождествления государства и общества, антропоморфизм. Главной проблемой католической церкви была борьба со светской властью за влияние на народ.

Самый удачный путь решения этих проблем предложил Фома Аквинский (XIII в.). Томизм - такое название получило созданное им учение.

Бог предопределил место и роль каждого в обществе, имущественное неравенство людей и иерархию сословий.

Некоторым Бог послал харизму, дающую право и способность руководить другими людьми. Католическая церковь  уполномочена управлять обществом, она играет ведущую роль в обществе и государстве.

Уже в XIV веке начинается утверждение ранних капиталистических отношений на юге Европы, прежде всего в Италии. Преодолеваются томизм, схоластика. Идет возрождение интереса к учениям древнегреческих философов. В XV-XVI вв. возникают коммунистические идеологии (Т. Мор, Т. Кампанелла). Идет развитие натурфилософии (т.е. естествознания) на базе экспериментально-математических исследований законов природы. Коперник, Бэкон, Галилей и др.

Появляются новые обществоведческие концепции.

П. Помпанацци (1462-1525) - итальянский философ эпохи Возрождения. Создал учение о нравственности человека; организмической сущности общества; о роли религии в обществе. Обосновал смертность души каждого человека, утверждал, что нет доказательств бессмертия души. Но из этого не следует отказ от нравственности. Сам он атеистом не был, но вооружил атеистов массой аргументов. Не случайно его взгляды вызвали яростную ненависть со стороны католической церкви. «Трактат о бессмертии души» был публично сожжен венецианским патриархом.

Антропоморфистский вариант трактовки общества, предложенный Помпанацци, показал, что он отказывается от признания божественного установления общества. В обществе взаимодействуют индивиды. Индивиды – органы тела. Общество – живой организм (рождается, растет, зреет, умирает – подчиняясь объективным законам).

Никколо Макиавелли (1469-1527), высказал свои интересные обществоведческие идеи в ряде книг, из которых выделим одну: «Государь» (1513 г). Макиавелли полагает, что общество возникает, существует, изменяется не по воле Божьей, а по естественным причинам. Такими основными причинами являются интересы и сила людей. Общественная жизнь становится возможной благодаря силе, под которой понимается не только физический потенциал, но и объединение индивидуальных сил с помощью государства – в форме государства. Сила людей тем больше, чем больше сила государства.

Государство тем сильнее, чем меньше государь зависит от церкви, чем больше способен подавлять оппозицию, происки знати, а также народные волнения. Макиавелли уподобляет общество государству.

4. XVII-XVIII вв. Европейский исторический пейзаж меняется коренным образом, что связано с утверждением новых экономических отношений, с буржуазными революциями в Северных Нидерландах, Франции, Англии. Свою важнейшую роль сыграла реформация. Среди протестантских учений выделим кальвинизм, в рамках которого человек рассматривается как активная сила.