Введение в социологию, курс лекций, страница 21

Социологические воззрения Монтескье содержатся также в памфлете «Персидские письма» (1721), в историческом исследовании «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734).

Итак, Монтескье признавал объективность законов, многофакторность общественного развития, заложил основы географического направления в будущей социологии, был сторонником теории естественного права и общественного договора.

2. Ж.Ж. Руссо (1712-1778). Свои идеи об обществе и естественном состоянии жизни людей, о социальном неравенстве и социальной справедливости он изложил в ряде трактатов: «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов» (1750); «Об общественном договоре» (1762); «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1765).

Критикует современное ему общество. Дает идеал общества, на основе рассуждений о естественном состоянии дообщественного человека. Этому состоянию, согласно Руссо, были свойственны гармония человека с природой, наличие антропологических различий, неравенство физических и интеллектуальных сил, стремление к состраданию и самосохранению. Солидарен с Монтескье в критике Гоббса, высказывает свое понимание сущности общества.

В результате численности роста населения, учащения контактов людей усиливается естественное антропологическое неравенство. Занятие земледелием ведет к становлению частной собственности. В результате происходит дифференциация общества на бедных и богатых. В зависимости бедных от богатых получила выражение социальная несправедливость. Бедные лишались естественного права свободы. Неравенство в собственности влечет за собой  борьбу социальных групп, следствием которой является необходимость гражданского мира. Гражданский мир обеспечивается заключением общественного договора. Заключив общественный договор, человек теряет естественную свободу, приобретая свободу гражданскую и право собственности на то, чем обладает. Общественный договор трактуется Руссо не как документ или событие. Общественный договор это основа стабильности и порядка в обществе, точнее, его политической составляющей.

3. Английское обществоведение второй половины XVIII- начала XIX вв. представлено прежде всего именами двух ученых: Адама Смита и Томаса. Мальтуса.

Адам Смит (1723-1790), классик экономической мысли и одновременно ученый, давший социологии немало оригинальных идей. Главная из них заключается в следующем. Общество осмысливается не только и не столько как государство, а как «трудовой и меновый союз людей», другими словами, как экономическая система.

А. Смит считает: во-первых, следует изучать экономические взаимосвязи; а, во-вторых, полезен анализ политических отношений. Уточним, что политэкономия трактовалась как искусство государства вести хозяйственную деятельность. В своем исследовании «О природе и причинах богатства народов» (1776) А. Смит говорит, что общественная жизнь любого народа и государства основана на стремлении людей к благополучию, высокому социальному положению, реализующихся прежде всего в труде. Чтобы труд стал условием процветания индивида и государства необходимы:

1) господство частной собственности на средства производства;

2) невмешательство государства в экономику;

3) отсутствие препятствий для развития предпринимательства;

4) разделение труда, специализация в производстве конкретных видов товаров;

5) всеобщее образование;

6) расширение применения машин и создание новой техники.

А. Смит четко отразил социальные перемены. По Смиту, богатое, процветающее общество не может быть единым. Смит выделяет три класса: наемные рабочие, капиталисты, землевладельцы, противоречия их интересов неизбежны, они естественны, полезны обществу, его классам и людям, их образующим.

Поведение людей обусловлено природными (страсти) и социальными факторами. Последние более значимы, так как в основе поведения каждого лежит его самооценка и оценка другими людьми. Качества людей оценивать себя и поведение других ниспосланы им свыше, но интенсивность и формы их проявления определяются социальным окружением индивида. Повышение уровня образования, оплаты труда есть условие стабильности общества, обладающего классовой дифференциацией.