Введение в социологию, курс лекций, страница 22

Томас Мальтус (1766-1834) - английский экономист и священник. В 1798 г. выходит его знаменитая работа «Опыт о законе народонаселения», в которой формулируется как вечный закон человечества, в соответствии с которым: численность населения растет в геометрической прогрессии, а жизненные средства в арифметической. Следовательно, жизненных средств не будет хватать. Так зародилось мальтузианство. Указанная диспропорция частично ликвидируется бедствиями, войнами, эпидемиями, снижающими численность населения, но недопотребление будет усугубляться по мере роста населения Земли. Такого закона на самом деле не существует!

Но Мальтус был прав в том, что человечество столкнется с проблемой исчерпываемости  природных ресурсов и необходимостью регулирования численности народонаселения. Все-таки, Мальтус ценен тем, что использовал математический аппарат для характеристики социальных явлений. Предпринятая им попытка вывести математическую формулу социально-демографических процессов отразила тенденцию применения естественнонаучных методов к изучению общества.

Многие естествоиспытатели XVIII-XIX вв. показали возможность исследования общества естественнонаучными методами (А. Лавуазье). В английской практике обществознания продолжается развитие политической арифметики. Отрабатываются методы сбора количественной социальной информации, математических приемов ее обработки. Джон Синклер опубликовал в течение 1791-1825 гг. двадцать один том своих исследований социальных проблем сельского населения Шотландии с помощью анкетирования.

Все это привело к тому, что на рубеже XVIII-XIX веков четко обозначилась потребность синтеза социальной философии и эмпирических подходов к исследованию общества.

4. Первым эту потребность выразил Анри Сен-Симон (1760-1825).

Развивая идеи социальной физиологии, Сен-Симон обосновал необходимость новой науки об обществе и называет ее позитивной. Во французском языке слово positif,- ve (m, f) означает нечто реальное в противовес химерическому; полезное в противовес вредному; достоверное, не подлежащее сомнению; положительное как противоположное отрицательному.

У О. Конта появится организующее в противовес разрушительному.

Новая наука об обществе должна быть столь же точной, как естествознание.

Сен-Симон понимает общество как живой, целостный организм, функционирующий по объективным законам. Эта новая наука об обществе нужна и целесообразна. Она должна познать объективные законы и на их основе исследовать совершенствовать общество. Макроподход.

Сен-Симон ввел понятие «индустриальное общество». В отличие от традиционного это общество основано на промышленности, научной организации труда. Все это позволяет обществу раскрывать свои ресурсы. Главный субъект индустриального общества – класс индустриалов, в который Сен-Симон включает фабрикантов, купцов, банкиров, рабочих.

Сен-Симон трактует общество как механизм, «социальный агрегат», его можно регулировать, совершенствовать, меняя части, детали. Для Сен-Симона в обществе есть свои части–детали.

1. Классы: индустриалов, ученых, крестьян, а также паразитирующие классы, включающие все остальное взрослое население.

2. Группы населения: отличающиеся по характеру труда: умственный и физический труд; по типу труда: промышленный и сельский; по демографическим признакам: мужчины и женщины; индивиды.

Сен-Симон конструирует идеальное индустриальное общество, где равенство людей, плановое развитие промышленности и сельского хозяйства, введен обязательный для всех производительный труд, распределение богатства «по способностям» и др.

Итак, объединенными усилиями Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А. Смита, Т. Мальтуса, А. Сен-Симона и других мыслителей XVIII-начала XIX веков обществоведение было развито до такого уровня, когда четко возникла потребность создания новой науки об обществе, которая интегрировала бы достижения социальной философии и практику ранних эмпирических исследований.