Введение в социологию, курс лекций, страница 17

До сих пор пережитки тотемизма подпитывают межнациональные конфликты.

5. Антропоморфизм - приписывание явлениям природы, общества, в том числе тотемам, свойств отдельного человека. Это свойство сознания было исследовано антропологами. Бронислав Малиновский – английский антрополог и социолог (1884-1942). Альфред Радклифф Браун (1881-1955). Ими изучена жизнь племен на островах Индийского и Тихого океана. Выявлено, что представители дописьменных обществ не могут внятно объяснить современному человеку свои обычаи. Они определяют свою общину аналогично человеку: голова-вождь; руки, ноги – охотники, рыбаки; душа – жрецы, шаманы.

Антропоморфное понимание общества, несмотря на наивность, содержало в себе идеи, получившие развитие в классической и современной социологии.

Идея организма помогла представить общество как организм, живой и постоянно меняющийся. Отсюда берет начало идея функционализма, в соответствии с которой изучение общества предполагает установление функциональной зависимости между его органами и структурами. Эту идею развивали Спенсер, Дюркгейм, а также Парсонс. Последний явился создателем структурно-функционального анализа.

6. Религиозность - убежденность в предопределенности природной и общественной жизни сверхъестественными силами.

2. На примере трудов мыслителей Древней Греции мы отчетливо видим, что впервые в европейской социокультурной традиции объектом систематического осмысления, целостного, социально-философского и религиозно-нравственного анализа становится проблема «человек и общество».

Началась дифференциация в познании окружающего мира.

Ксенофан Колофонский (VI-V вв. до н.э.) - древнегреческий поэт философ. Он-один из первых, кто критикует религиозность, мифологичность и антропоморфизм. «Боги – выдумка людей!» Социальное устройство не считает божественно созданным. Атеист. Он отрицает детерминированность. Общество образуется случайными взаимосвязями людей.

Атомисты: Левкипп (Vв. до н.э.), Демокрит (V-IV вв. до н.э.). По их мнению вся действительность материальна, состоит из атомов, их взаимодействий. В обществе роль  атомов играют отдельные люди. Согласно их учению, общество – сумма атомов, т.е. людей, а жизнь общества – частный случай природной жизни, понимаемой атомистически. В отличие от Ксенофана, атомисты – сторонники признания и познания объективных законов природы и общества. Законы общества понимаются ими как проявление законов природы. Основной закон природы – взаимопритяжение и взаимоотталкивание, что в обществе проявляется в виде дружбы и вражды, предопределяющих поведение людей. Другим законом природы и общества предстает цикличное развитие, день сменяет ночь, лето-осень, а зиму-весна, так и в обществе идет цикличная смена поколений, правителей, идей и т.п. Таким образом, в социологии идея круговорота не нова. Н.Я. Данилевский явился ее представителем в русской социологии XIX в.

Сократ (469-399 гг. до н.э.) - величайший мыслитель древности. Создал оригинальное учение об обществе – «макрос-антропос» - «большой человек». Высоко ценил антропоморфизм, считая его методом познания общества. Подчеркивал эвристическое значение уподобления общества человеку. Сократ выдвинул формулу: «Познай самого себя!». Это означало познание человеком свойств себя и общества. По сути самоанализ как бы представлял обществознание. По Сократу, познать общество и себя людям нужно для того, чтобы решить практическую задачу, чтобы овладеть искусством жить. По сути дела, Сократ первым начал говорить о необходимости специальных знаний об обществе. Сократ понимал общество как государство и эту идею развивает Платон (428/427-348/347 гг. до н.э.). Предпосылкой отождествления общества с государством явились древнегреческие полисы.

В сознании граждан городов-полисов общественная и политическая жизнь представляли нечто единое. Понятия «общество» и «государство» уравнивались. Такая традиция просуществовала в европейской социальной мысли до конца XVIII в. Платон, характеризуя жизнь в полисах, отмечал нечто выходящее за пределы регулируемого государством – частную жизнь. Развитие этой мысли последователями Платона приведет к созданию теории гражданского общества.