Введение в социологию, курс лекций, страница 12

б) Начиная с 60-х годов ХХ века в социологии делаются активные попытки соединения макро- и микроуровней. Преодолению социологической дихотомии послужила созданная Робертом Мертоном концепция теории среднего ранга (теории среднего радиуса действия, или теории среднего уровня - ТСУ). Согласно этой концепции есть три уровня социологического знания: 1) широкие социологические теории; 2) теории среднего ранга; 3) малые рабочие гипотезы. По Мертону, теории среднего ранга – это мосты между соседними уровнями. Он считал, что теории высшего уровня слишком абстрактны, а малые рабочие гипотезы - второстепенны. Для Мертона исходной категорией анализа в теориях среднего уровня является социальная группа, так как именно через нее осуществляется связь между индивидом и обществом. В 60-70-е гг. ХХ в. наиболее разработанной считалась трехуровневая концепция социологического знания. Все три уровня связаны между собой, переход от одного уровня к другому раскрывает перед социологом новые возможности. Наибольшая значимость придается переходу от общетеоретического уровня к операциональному уровню.

в) Двухуровневая структура социологического знания имеет разновидности по трем основаниям: 1) широта охвата изучаемых явлений (макросоциологический и микросоциологический уровень); 2) степень обобщения изучаемого материала (соотношение эмпирического и теоретического уровней); 3) ориентация социологии на тот или иной конкретный результат (фундаментальный и прикладной уровни).

Макросоциологический уровень изучает цивилизацию в целом, реальные виды обществ в современном мире, их взаимодействие. Этот уровень не требует детального рассмотрения конкретных проблем в обществах. В рамках этого уровня действуют общенаучные методы: анализ и синтез, дедукция и индукция, восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, сравнение, обобщение. Здесь возможен отрыв от реальных жизненных обстоятельств, превращение теоретических конструкций в умозрительные схемы. Микросоциологический уровень изучает межличностные отношения, используются эмпирические методы получения знания. Этот уровень сопряжен с изучением локальных процессов, а это может вести к отрыву от рассмотрения их в широком социальном контексте, вне связи с макроуровневыми процессами.

Теоретическое и эмпирическое – это научные категории для обозначения двух взаимосвязанных уровней познания. Теоретическое исследование – это не непосредственное отражение действительности, а ее логическая конструкция, которая построена методом идеализации.  Эмпирическое исследование – это исследование, опирающееся на эксперимент, направлено непосредственно на объект исследования. В науке в целом не существует чисто эмпирического и теоретического уровней знаний, поскольку эмпирический уровень должен включаться в контекст теоретических объяснений, а теоретический уровень не может не опираться на факты, получаемые эмпирическим путем. Теоретическая и эмпирическая социологии представляют две познавательные формы.

Фундаментальное исследование – это исследование, имеющее целью преимущественно развитие научных теорий и основополагающих принципов. Прикладное исследование – это то исследование, которое направлено на решение практических проблем, выведение эмпирически обоснованных рекомендаций.

Структура социологического знания связана четко с уровнями структуры и организации общества. Нужно получать знания об обществе как системе социальных институтов и организаций; об основных сферах жизни общества; о социальных общностях; нужен анализ конкретных жизненных ситуаций. Такие уровни организации общества обусловливают дифференциацию социологического знания. Уровни социологического знания не тождественны, хотя пересекаются. Макросоциологический уровень знания по характеру является теоретическим, и, как правило, редко включает в орбиту своего анализа материалы эмпирического знания. Вместе с тем, микросоциологический уровень знания нельзя назвать только эмпирическим, так как он регулярно связан с теоретическим осмыслением полученных данных.