Введение в социологию, курс лекций, страница 16

Социология может также способствовать и улучшению взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства солидарности, что, в конце концов, обусловливает совершенствование общественных интересов, - это гуманистическая функция социологии.

Таким образом, в лекции рассмотрены функции социологии, которые определяют связь социологии с жизнью общества, ее значение и практическую направленность.

Литература

Бергер, П.Л. Приглашение в социологию [Текст] / П.Л. Бергер. – М.: Аспект-Пресс, 1996.

Зборовский, Г.Е. Общая социология: Учебник для вузов [Текст] / Г.Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004.

Давыдов, Ю. Н. Метатеоретические устои социологии ХIХ века [Текст] / Ю.Н. Давыдов // Социс. - 1998. - № 6.

Лапин, Н. И. Предмет и методология социологии [Текст] / Н.И. Лапин // Социс. - 2002. - № 8.

Молевич, В. Ф. К вопросу о структуре социологического знания [Текст] / В.Ф. Молевич // Социс. - 1997. - № 6.

Общая социология: Учебное пособие для вузов [Текст] / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева – М.: ИНФА-М, 2002.

Профессиональный кодекс социолога [Текст] //Социс. – 1988. - № 5.

Фролов, С. С. Социология: Учебник для вузов [Текст] / С.С. Фролов - М.: Гардарики, 2004.

Ядов, В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы [Текст] / В.А. Ядов. – Самара: Изд-во Самарского университета, 1995.

Тема 5.      Досоциологические представления об обществе

(4 часа)

1. Осмысление общества первобытными людьми.

2. Учения о человеке и обществе в античном мире.

3. Обществоведческие концепции в период средневековья и в эпоху Возрождения.

4. Обществоведение в XVII-начале XVIII веков.

1. Исторически первая форма жизнедеятельности людей – община. Это понятие выражает замкнутые, автономные, узколокальные социальные образования. Им уделялось очень много внимания в классической социологии (Ф. Теннис, Э. Дюркгейм). Для общин характерно:

·  наличие общинной собственности, общей для всех членов;

·  коллективный труд с естественным разделением по возрасту, полу;

·  власть вождей, старейшин;

·  коллективность, как норма поведения членов общины и их основная духовная ценность.

Общины: родовые, племенные, поселенческие. Именно родовые общины занимают большую часть первобытной фазы и оказали наибольшее влияние на сознание первобытных людей.

Для социологов важен вопрос: как первобытные люди понимали общество?

Об этом можно говорить, опираясь на свидетельства древних историков (Геродот, Тацит и др.), социальных антропологов, этнологов.

Особенности сознания первобытных людей:

1. Цельность и нерасчлененность сознания людей (на обыденное и научно-теоретическое, индивидуальное и общественное и т.д.) отражает условия жизнедеятельности людей. Достоинство недифференцированного сознания в том, что люди не отделяли себя, свою общину от природы. Первобытные люди оценивали себя и других как органическую часть природы и общества.

2. Примитивно-коммунистическая сущность сознания первобытных людей имела целью упрочить общинную собственность, коллективизм. Охранительная роль по отношению к коллективной жизни, практическое отсутствие конфликтов. Данная характеристика подтверждается исследованиями XX века, так американский антрополог Маргарет Мид (1901-1978), исследуя острова Тихого океана (Самоа, Новая Гвинея) выявила отсутствие подростковых конфликтов, что описано ею в книге «Культура и мир детства».

3. Мифологичность. Это черта сознания первобытных людей означала объяснение непонятных явлений природы и общества с помощью различных фантастических образов-богов, героев, сказочных животных.

4. Тотемизм. Вера в кровную близость, общность происхождения рода (племени) с животным, растением. Это одна из первых религий, возникновение которой показало, что люди стремятся осознать себя как общность, соотнести себя с кем-то. Имели значение типы хозяйствования (охота, собирательство). Люди своего рода имели общего предка. Разделение: «мы» («хорошие») и «они» («плохие»). Ингруппа («свои») – аутгруппа («чужие»).