Введение в социологию, курс лекций, страница 10

Важно указать еще один аспект специфики знания в социологии – развитие социологического воображения (сам термин и идея принадлежат Ч. Р. Миллсу). Суть его состоит в том, что исследователь должен уметь отвлекаться, абстрагироваться от рутины повседневной жизни, взглянуть на нее заново другими глазами, увидев в ней то, что не дано обыденному сознанию. Красноречивый пример социологического воображения дает Э. Гидденс в своем учебнике, рассматривая «социологически» самый простой и обычный на первый взгляд пример - употребление кофе (Гидденс, Э. Социология [Текст] / Э. Гидденс.- М.: Эдиториал УРСС, 2005.- С. 34-35.)

Завершая работу по названному вопросу лекции, подчеркнем, что без развития социологического воображения и мышления специалиста в области социологии нельзя говорить о его профессиональной культуре.

2. Социологическое знание базируется на фактуальной основе. Факт – невымышленное событие. Социальный факт – 1) это единичное значимое событие, типичное для социальной жизни; 2) это событие, описанное в четких понятиях.

В самом общем виде социальный факт понимается как явление или ситуация социальной жизни, рассматриваемые как социальное действие, результат определенной деятельности. В.А. Ядов рассматривает социальные факты в двух смыслах: 1) онтологический; 2) логико-гносеологический.  В первом смысле факты – любые, не зависящие от исследователя состояния деятельности, свершившиеся события, а в логико-гносеологическом смысле социальный факт представляет обоснованное знание, полученное путем описания отдельных фрагментов реальной социальной действительности. Это элементарные компоненты системы знания.

Обоснованность и достоверность социологического знания во многом зависит от характера фактуальной основы. Проблема валидности социологического знания является одной из важнейших для социологии. Валидность знания связана с качеством измерения.

3. Социальный факт как база социологического знания волновал социологов с самого начала возникновения этой науки. Эта исходная категория методологии социологии введена О. Контом. Для него  - позитивное (научное) – отказ от умозрительных заключений, непроверенных знаний, это результат эмпирических исследований, в частности, наблюдения. Для О. Конта наблюдение социальных фактов представляло метод, дающий позитивное социальное знание. Основной вклад в разработку категории социального факта внес Э. Дюркгейм. Под социальным фактом он понимал особую социальную реальность, которая обладает двумя признаками: существует независимо от индивида, действует принудительно по отношению к индивиду. Совокупность социальных фактов определяет поведение индивидов, заставляя совершать социальные поступки. Это коллективное сознание, правила и нормы действий. В трактовке Э. Дюркгейма социальный факт уже не пассивный объект наблюдения, а реальность (материальная или духовная), которая как бы заставляет человека действовать. Нужно отметить, что Э. Дюркгейм первым из классиков XIX – начала ХХ вв. создал специальную работу по анализу методологических проблем социологии (Правила социологического метода, 1895г.).

Социальный факт в антипозитивистской трактовке можно показать на примере интерпретативных парадигм в социологии. Так, феноменологи считают, что традиционный подход уводит от анализа повседневной реальности. Задача феноменологической социологии – восстановить эту связь, поскольку единственным источником нашего знания является мир повседневной жизни – жизненный мир. Феноменологи считают, что надо изучать в качестве социального факта отдельные действия и ситуации в отличие от типичных фактов, которые изучают позитивисты и неопозитивисты. С точки зрения феноменологов, жизненный мир являет собой сферу непосредственно переживаемого людьми опыта. Знание о нем и есть знание о повседневной жизни. Оно складывается из знания ряда отдельных событий, случаев, социальных взаимодействий. Они и представляют собой социальные факты.

Итак, рассмотрев вопросы лекции о специфике социологического знания как знания о социальной реальности, получаемого с помощью научных процедур и подтверждаемого, проверяемого, в следующей лекции необходимо раскрыть структуру современного социологического знания.