Введение в социологию, курс лекций, страница 20

История политических и правовых учений. Учебник для вузов [Текст]. - М.: ИНФРА-М- КОДЕКС, 1995.

История теоретической социологии. В 5 т. - Т.1 [Текст]. - М.: Магистр, 1995.

Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. -Т. 1, 2, 3 [Текст] / Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб.: Петрополис, 1996-1997.

Тема 6. Непосредственные предшественники социологии (4 часа)

1. Идейное наследие Монтескье и его значение для социологизации обществознания.

2.  Разработка теории «общественного договора» Ж.Ж. Руссо.

3. Английское обществоведение второй половины XVIII- начала XIX веков.

4. Трактовка общества в трудах Сен-Симона.

5. Начало истории собственно социологии.

1. Ш.Л. Монтескье (1689-1755) – один из непосредственных предшественников социологии, но не все согласны с таким утверждением, принято выделять позицию Р. Арона (1905-1983), изложенную им в книге «Этапы развития социологической мысли». В ней анализируются взгляды таких ученых, как Монтескье, Конт, Маркс, Токвиль, Дюркгейм, Вебер, Парето.

По мнению Р. Арона: «В социологии нет истин на все века; социология предлагает определенные мыслительные схемы, которые могут показаться изжитыми, неверными, но в определенное время они становятся снова актуальными». Для социологии характерны ренессансы (Вебера, Зиммеля, Тенниса).

Р. Арон считает, что Монтескье является основоположником социологии, но эта позиция – частная. Тем не менее, идейное наследие Монтескье очень важно для ранней истории социологии. Монтескье изучает общество, но преимущественно политические стороны. Монтескье не отождествляет общество и государство. Труд Монтескье «О духе законов» (1748) ценен для социологии, так как в нем показано, что за многообразием социальных явлений кроются причины, вызванные объективными законами. Монтескье пытается выделить три группы законов: гражданские, уголовные  политические. Такая типология близка к социологической постановке проблемы. Он является преемником идей Н. Макиавелли о формах правления. Но особенностью Монтескье является изучение форм правления с точки зрения географического фактора (географический детерминизм). В его анализе форм правления используются и другие факторы так, наряду с экономикой, выделяет торговлю, потому что она может сближать или разъединять людей. Исследуются и субъективные факторы; такие как, религия, нравы, традиции. Монтескье считает, что субъективные факторы определяют «чувства» населения, на основе которых формируются принципы правления. Для республики характерны – небольшая территория, суровый климат, малочисленное население, чувство добродетели (уважение законов).

Монархию характеризуют – средняя территория и средняя численность население, сословное неравенство, чувство чести. Честолюбие благотворно, в монархии, но вредно в республике. Деспотия возникает на обширных равнинах, территориях, характерно чувство страха перед властью. Многочисленное население.

В анализе постоянно присутствует сочетание факторов. Признание взаимодействия разных причин, тех или иных явлений поднимает Монтескье до высот социологического мышления.

Теория естественных прав человека не могла быть проигнорирована в творчестве Монтескье. Критикуя Гоббса за идею «войны всех против всех», он считает, что у человека есть естественные права, т.е. объективные законы бытия человека в общественных условиях:

1)  стремление добывать пищу;

2)  желание жить в обществе;

3)  желание мира;

4)  просьба, обращенная одним человеком к другому.

По Монтескье, дообщественный человек не может быть враждебен другому человеку. Война – не человеческое явление, а социальное. Не от естественной природы неравенство человека, а происходит от общества и людей. Пока существует общество, будут войны, неравенство, несправедливость, но эти пороки можно сгладить за счет политического правления.