Введение в социологию, курс лекций, страница 3

О. Конт видел особенности новой науки об обществе в следующем. Во-первых, эта наука должна быть построена по типу естественных наук и, следовательно, в отличие от умозрительной, спекулятивной философии, давать точное, «позитивное», общезначимое знание, открывать неизменные законы функционирования и развития общества, подобно законам И. Ньютона. Во-вторых, подобно естественным наукам, обеспечивающим господство человека над природой, социология должна обеспечить господство человека над обществом.

Методологическая позиция  О. Конта, именовавшаяся позитивизмом, на долгие десятилетия стала доминирующей в социологии. Она видела идеал научности в естествознании. Общество рассматривалось по аналогии с природным объектом, функционирующим по «неотвратимым» объективным законам.

Исследуя очень сложную реальность, социологи Х1Х века искали эвристические аналогии в тех областях знания, которые в то время были лучше разработаны (биология, механика). Отсюда и характерные черты позитивизма: натурализм, органицизм, эволюционизм. На рубеже Х1Х-ХХ веков в социологии формируется альтернативное направление - антипозитивизм и на его основе понимающая социология. Последняя исходит из того, что общество и природа принципиально отличны, так как в обществе действуют люди, ориентирующие свои действия на определенные ценности и цели. Общество формируется индивидами в их взаимодействии, поэтому общество не исследуется методами естествознания. Социология должна достигать понимания социальных явлений за счет смысла, вкладываемого людьми в социальные действия, а не заниматься поисками общих законов. Таким образом, антипозитивизм представил принципиально иную методологию.

В свете вышесказанного становится более ясно, почему в социологии существуют два основных подхода к изучению общества, использующих соответствующие типы эмпирических исследований. Социология возникла в первой половине Х1Х века на основе потребностей изучать динамично менявшееся западноевропейское общество и на основе научных возможностей естествознания. На рубеже Х1Х – ХХ веков формируется иная познавательная модель – антинатуралистическая, антипозитивистская. Развитие социологии в ХХ веке во многом определялось как противопоставлением, так и сочетанием соответствующих этим двум познавательным моделям методологических основ. Поэтому первокурсника ожидает сложная и напряженная работа по освоению теоретико-методологического багажа социологии. Дисциплина «Введение в социологию» призвана подготовить первокурсника к такой работе.

4. Постараемся ответить на вопрос о том, как же первокурснику начинать изучение социологии? Отметим значимость внимательной работы на лекционных занятиях, но главный акцент сделаем на внеаудиторной самостоятельной работе студентов. Необходимо ознакомиться с каталогами областной универсальной  научной библиотеки, научной библиотеки ТулГУ, районных  библиотек. Надо позаботиться о создании домашней библиотеки по социологии, предусмотрев наличие в ней произведений классиков социологии Х1Х и ХХ веков, учебных пособий, хрестоматий, практикумов, научных монографий. Очень важно, чтобы всегда под руками были словари: иностранных слов; социологический энциклопедический словарь; социологический словарь британского издательства «Пингвин» или иной социологический словарь; философский энциклопедический словарь, другие энциклопедические издания; разнообразные словари русского языка (толковый, орфографический, трудностей русского языка, синонимов и т.д.). Полезно в начале семестра прочитать такие книги: Асп, Э.К. Введение в социологию [Текст] / Э.К. Асп. – Спб.: Алетейя, 1998; Бергер, П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива [Текст] / П.Л. Бергер. – М.: Аспект Пресс, 1996; Монсон, П. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию [Текст] / П. Монсон // Социс. – 1996. - № 3, 5; Сорокин, П.А. Социология № 1 [Текст] / П.А. Сорокин // Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М.: Политиздат, 1992; Сорокин, П.А. Общедоступный учебник по социологии. Статьи разных лет [Текст] / П.А. Сорокин. – М.: Наука, 1994. Знакомство с этими изданиями поможет первокурснику получить представление о том, что есть современная социология, как в социологии сосуществуют классика и современность, чем эта наука полезна обществу, зачем следует ее изучать, а тем более осваивать как профессию.