Введение в социологию, курс лекций, страница 5

Очень ограничен анализ тоталитарного общества из-за отсутствия информации. Тоталитарные режимы не заинтересованы в развитии научной социологии, в том, чтобы истинная картина процессов в обществе была оглашена. Такие страны как Германия, Италия и Россия имеют прерывную социологическую традицию. Объектом социологии тоталитарное общество не может быть.

Объектом социологии является гражданское общество.

Социология изучает не только реальное общество, не менее значимый ее объект – информация об обществе как своеобразная разновидность социальной реальности. Информация собирается с помощью самых различных методов из многообразных источников. Социальная информация делится на первичную и вторичную. Первичная информация – сведения об объектах социологического исследования, полученные прежде всего с помощью таких методов как опрос (устный или письменный), наблюдение, изучение документов (официальных или личных) и т.д. Эта информация первична, подлежит обработке, не может использоваться непосредственно. Результат обработки – вторичная информация. Она удобна и в научных, и в практических целях. Эта информация систематизирована и сжата.

  Информация об обществе, его отдельных явлениях и процессах чаще используется в качестве объекта социологии, нежели сама реальность. Поскольку растет значение информации об обществе для социологии, то для социологов существует проблема доступности, надежности и достоверности информации. В чем особенность информации об обществе как объекта социологии? Определенная часть информации создается по заказу исследователя (заданность информации). Инициируется появление той или иной информации. Для эмпирической социологии первичная социологическая информация инициируется через опросы.

Основные информационные объекты социологии:

·  демографический объект (исследуются процессы рождаемости, смертности и миграции населения);

·  общностный объект (это информация о различных социальных общностях: социальных группах, слоях, организациях);

·  психологический объект (исследуются совокупности установок и мотивов поведения людей);

·  отношенческий объект (сведения о взаимодействии людей, социальных групп);

·  культурологический объект (эта информация связана с поведением людей, определяемым нормами и ценностями конкретной культуры).

Многие социальные факты, изучаемые социологом, могут быть первично получены не им. Социальный факт – это фиксированный фрагмент социальной действительности.

Социологи могут черпать сведения из государственной и ведомственной статистики, различного рода отчетов, официальных документов, могут использовать информацию, которая содержится в периодических изданиях.

Итак, объектом социологии выступает сама социальная реальность и информация о ней.

2. Предмет социологии представляет собой совокупность центральных узловых проблем объекта социологии. Предмет не может пониматься как нечто постоянное, застывшее. Он изменяется на протяжении истории науки. Изменения в понимании предмета могут происходить двумя вариантами революционным (резким, радикальным) и эволюционным (плавным, постепенным).

Парадигма – модель, образец, пример. Применительно к социологии – это подход к постановке и решению проблемы или образец постановки и решения проблемы, признаваемый в научном сообществе и действующий относительно долгое время. Парадигмы в социологии меняются, их очень много (парадигмальные имена: О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, Ф. Теннис и др.).

В социологии применительно к пониманию ее предмета сформировались и действуют две основные парадигмы: макросоциологическая и микросоциологическая. Эти парадигмы взаимосвязаны очень сложно и противоречиво. Макросоциология связана с изучением различных социальных институтов, структур, масштабных социальных процессов (вплоть до глобальных); макросоциологию интересует общество как целостный социальный организм; человек не виден ("взгляд на общество с космической орбиты"). Микросоциология обращается к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий людей.