Введение в социологию, курс лекций, страница 19

Меняется сама социальная реальность, ставя по-новому вопросы: Что есть общество? Как человек в нем существует? По-прежнему, общество отождествляется с государством, но появляется новое в раскрытии сути общества.

Т. Гоббс (1588-1679). В своей книге «Левиафан» (1651 г.) он представляет общество как государство, как материальную субстанцию, «искусственное тело», которое состоит из более мелких тел - людей. Люди как граждане - искусственные тела, но и естественные как организмы, представители живого мира.

У Гоббса выделяется естественное, т.е. догосударственное состояние людей, в котором  они равны друг другу физически, умственно, имеют равные желания и права овладеть чем-то. Естественное состояние, по Гоббсу, – это «война всех против всех». Она нежелательна, так как имеет возможность взаимоуничтожения. Нужно установить порядок, мир, ограничить естественные права, т.е. заключить договор, а о нем свидетельствуют обычаи, традиции, моральные законы, право. Результатом этого общественного договора является переход людей в искусственное состояние гражданства, превращение в социальное существо, образование общества.

Договор ограничивает естественные права и ведет к созданию государства в форме монархии. По мнению Гоббса, монарх имеет неограниченные права и может гарантировать права граждан.

Идеи естественного права и общественного договора были развиты еще одним английским философом - Дж. Локком (1632-1704), который явился также основоположником доктрины либерализма.

Б. Спиноза - нидерландский философ XVII в. - резко критикует трактовки общества как божьего установления, полагая, что его развитие естественно. Он призывает создать такое общество - государство, где соблюдаются права людей на жизнь, собственность, свободы. Взгляды Б. Спинозы отразили специфику развития общества в Нидерландах, где впервые появилось то, что называют толерантным обществом.

В начале XVIII в. появляются многочисленные морализаторские трактовки общества, которые развивались в двух противоположных направлениях: 1) А. Шефтсбери (1671-1713); 2) Б. Мандевиль (1670-1733).

Значительный вклад в плане продвижения к социологии внес Дж. Вико (1668-1744). Прежде всего, важны его рассуждения о цикличности исторических изменений. По мнению Дж. Вико, каждый народ в своем развитии проходит три типа времени: божественное, героическое и гражданское. Каждому типу времени свойственен свой способ мышления, правления, свои нравы и законы. Эти типы следуют друг за другом с возвращением к первоначальному. Главный закон жизни общества – исторический круговорот. Вико иллюстрирует повторяемость событий. Абсолютизирует ее, недооценивая отличия разных типов времени. Дж. Вико против линейной интерпретации теории. Теория исторического круговорота Дж. Вико повлияла на последующее развитие социологии, что можно проследить на примере творчества Сорокина, Тойнби, Шпенглера.

Для характеристики обществознания XVII-XVIII вв. надо назвать развитие политической арифметики. Так начинался сбор количественной информации.

Урбанизация сопровождает индустриализацию. Ведется статистика смертности. Зарождается демография. Выявляются пропорции рождаемости девочек и мальчиков, а также смертности мужчин и женщин, составляются соответствующие таблицы. Социальная гигиена и социальная статистика впоследствии приведут к становлению эмпирической социологии.

Итак, все сказанное выше свидетельствует: знания об обществе долгое время формировались в недрах философии. Постепенно произошла дифференциация на натурфилософию и социальную философию. В XVII-XVIII вв. знания об обществе получили свое дальнейшее развитие в рамках социальной философии.

Появление социологии как автономной науки об обществе – итог определенного синтезирования достижения в социальной философии и естественнонаучных методов познания.

Литература

Гофман, А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов [Текст] / А.Б. Гофман. - М.: Книжный дом «Университет», 2008. - Лекция вторая.