Введение в социологию, курс лекций, страница 24

Еще одна особенность русской социологии – активная включенность в традиционную для интеллектуальной жизни России дискуссию между «западниками» и славянофилами. Первые (Н.В. Станкевич, Т.Н. Грановский, А.И. Герцен, Б.Н. Чичерин и др.) ратовали за капиталистический путь развития российского общества, за усвоение им западных социальных институтов и духовных ценностей. Вторые (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин и др.) обосновывали самобытность славянской, т.ч. русской культуры, ее принципиальное несоответствие капиталистическому укладу, потребность особого пути России. По их мнению, прогресс российского общества возможен на основе ограниченного синтеза православной духовности, державности (сильной государственной власти) и общинного (коллективного) хозяйствования. Среди социологов-славянофилов особого внимания заслуживает Н.Я. Данилевский, автор концепции «культурно-исторических типов» народов.

Для русской социологии было характерно осмысление статуса этой науки, ее взаимоотношений с другими науками. Русские социологи понимали свою науку как теоретико-аналитическую, синтезирующую данные других наук, и в этом отношении они были близки к О. Конту. Но среди них были разные мнения на тот счет, данные и выводы каких наук должна обобщать социология. В связи с этим в русской дореволюционной социологии сложилось множество оригинальных теорий. Их можно показать на примере социогеографии Л.И. Мечникова, социобиологии П.Ф. Лилиенфельда, психосоциологии Л.И. Петражицкого, социопсихологии Е.В. де Роберти. В этих теориях по-разному трактуется предмет социологии.

Русских социологов отличало повышенное внимание к проблеме методов социологического анализа и предложение таких вариантов ее решения, которых в европейской социологии той поры не было. Так, русские социологи не отрицали потребности объективных методов, подобных естественнонаучным, но полагали это недостаточным и обосновывали потребность социологии в субъективном методе.

Наибольший вклад в разработку проблематики субъективного метода внесли П.Л. Лавров (1823 – 1900), Н.К. Михайловский (1824 – 1904) и Н.И. Кареев (1850 – 1931). Последний углубил обоснование субъективного метода и существенно приблизил его осмысление к уровню, свойственному социологии. По Карееву, каждое социальное явление произведено людьми, имеющими потребности, интересы, желания, цели, и поэтому имеет субъективную сторону. Для исследования этой стороны явлений надо «проникнуться настроениями» людей, понять причины и обстоятельства их поступков. Данный тезис Кареева созвучен исходной посылке «понимающей социологии», хотя сформулирован раньше Вебера. Но учения этих теоретиков социологии принципиально отличны. Так, Кареев настаивал на этической оценке социального действия.

Очень важно отметить такую особенность русской социологии как методологическая плюралистичность и теоретическое обоснование эвристичности сочетания разных теоретических подходов в социологическом исследовании. Наиболее полное обоснование целесообразности сочетания разных методологий социологического анализа дал выдающийся русский социолог, правовед, историк и этнограф М.М. Ковалевский (1851 – 1916). Он отстаивал самостоятельность каждой из этих и других наук об обществе, их предметную специфику. Социология, в его понимании, - интегрирующая все науки об обществе теоретико-аналитическая дисциплина, образующаяся синтезом этих наук, а этот синтез дает качественно новое знание об обществе. Социология призвана решить множество научных задач, что невозможно без использования разных методов. Основными методами социологии М.М. Ковалевский считал историко-сравнительный, генетический, синтетический.

Эволюцию общества, по Ковалевскому, надо осмысливать, исходя из множества факторов, ее обусловливающих: биологических, географических, психологических, культурных, религиозных, экономических, политических и иных. Ковалевский отстаивал именно многофакторный анализ.

Метод многофакторного анализа социальных явлений стимулировал развитие в России эмпирической социологии, признание и использование специальных социологических методов сбора и интерпретации социальной информации.