Введение в социологию, курс лекций, страница 23

После Сен-Симона можно говорить уже об истории социологии, начальный этап которой связан с именем Огюста Конта (1798-1857).

5. Начало истории западной социологии, в позитивистской традиции связано с творчеством О. Конта. Продолжателем идей Конта и вторым «отцом-основателем» стал английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903). Свою общесоциологическую теорию создает Карл Маркс (1818-1883). Она своеобразна и отличается от других. Важно, что в ней представлен

системный анализ общества, теория социального развития и теория социального конфликта.

Необходимо отметить вклад в развитие социологии бельгийского ученого Л.А.Ж. Кетле (1796-1874), но Кетле пришел к социологии не от философии как О. Конт и Г. Спенсер, а от математики и эмпирических социальных исследований.

Одновременно с О. Контом он создает свой вариант науки об обществе, изложив его в книге «О человеке и развитии его способностей, или опыт социальной физики».

Кетле представлял эмпирический уровень рождавшейся социологии, а О. Конта, Г. Спенсер, К. Маркс теоретический. Но он был не одинок, аналогичные идеи высказывали некоторые французские и английские ученые.

Важно, что у истоков социологии стояли представители социальной философии, политической экономии, математики и эмпирических социальных исследований. Благодаря им, постепенно формировалось понимание общества как системы социальных взаимодействий людей.

Выдающиеся заслуги в дальнейшем становлении социологии принадлежат Эмилю Дюркгейму, Вильфредо Парето, Георгу Зиммелю, Фердинанду Теннису, Максу Веберу.

Литература

Арон, Р. Этапы развития социологической мысли [Текст] / Р. Арон. - М.: Прогресс - Политика, 1992.

Гофман, А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов [Текст] / А.Б. Гофман. - М.: Книжный дом «Университет», 2008.- Лекция вторая.

История политических и правовых учений. Учебник для вузов [Текст] - М.: ИНФРА-М- КОДЕКС, 1995.

История теоретической социологии. В 5 т. - Т.1 [Текст] - М.: Магистр, 1995.

Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней. - Т. 3, 4 [Текст] / Дж. Реале, Д. Антисери. - СПб.: Петрополис, 1996-1997.

Тема 7. Особенности социологической традиции в России

(4 часа)

1.  Русская социология второй половины ХIХ- начала ХХ вв.

2.  Отечественная социология в 20-80-е гг. ХХ в.

1. Социология пришла в Россию с запада, но быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться в соответствии с отечественными культурными традициями и политическими условиями. Для ведущих русских социологов было характерно и прекрасное знание достижений западной социологии, и стремление найти специфику российской социальной мысли, отразить в ней историческое своеобразие России. За период с 60-х гг. ХIХ в. (отмена крепостного права и другие преобразования, предпринятые Александром II ) до середины 20-х гг. ХХ в. (утверждение монопольного положения марксистского учения об обществе по сути прерывает социологическую традицию) русская социология достигла достаточно высокого уровня теоретико-методологической оформленности, эмпирических исследований и институционализации. В целом ее развитие шло в русле мировой социологии, но отставание было, и особенности свои она, конечно, имела. Одной из первых особенностей русской социологии всегда называют непосредственное участие ее представителей в общественной жизни России как активных политических деятелей, как лидеров различных идейно-политических движений. Это П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский – представители народничества; М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин – теоретики анархизма.

Отсюда понятно, почему большинство созданных русскими социологами теоретических конструкций отличала повышенная идеологизированность, что особенно наглядно видно на примере работ Г.В. Плеханова, В.И. Ленина, Н.И. Бухарина, А.А. Богданова и др. Западные социологи были преимущественно кабинетными учеными, стремились чаще к созданию идеологически нейтральных теорий, к реализации принципа «свободы от  ценностных суждений», сформулированного М. Вебером. Очень сложно было идеологически нейтрально ответить на вопросы, стоявшие в центре внимания русских социологов. Вот главные из этих вопросов: что следует понимать под прогрессом российского общества? По какому пути развития (капиталистическому или некапиталистическому) пойдет Россия после отмены крепостного права? Когда произойдет социальная революция, и какой характер она приобретет? и т.п.