Введение в социологию, курс лекций, страница 13

4. Уровневая структура социологического знания недостаточна, она статична, нужно выделять его ступени. Этот динамический подход должен показать последовательный переход социологического знания от одной ступени к другой. Ступени социологического знания можно обозначить следующим образом.

·  Знание об обществе в целом – представление о нем как о системе взаимосвязанных элементов социальной жизни (социальное действие, связь, взаимодействие). Сформировав такое «всеохватное» представление, можно идти дальше.

·  Обогащение представления об обществе вширь, по сферам (экономическая, социальная, политическая, духовная). В каждой сфере своя область действия определенных видов социальных отношений.

·  Познание социальной структуры общества через многообразие социальных общностей или групп, взаимосвязанных и взаимодействующих в социальном времени и социальном пространстве. Познание общества идет вглубь.

·  Познание социальной структуры общества через систему социальных институтов и социальных организаций.

·  Социологическое знание личности, так как без этого нельзя осмыслить общество как социальное целое.

Такая ступенчатая структура условна. Можно расслаивать социологическое знание через исследования социальной эволюции и революции, конфликтов и компромиссов. Проникновение вглубь на каждой ступени сопряжено с исследованием поведения людей, социология – поведенческая наука. Нужно исследовать не только поведение людей, но и их отношения к проблемам жизни. Социологическое знание предполагает изучение общества в единстве объективного и субъективного подходов.

5. Социология как наука об обществе тесно связана с его жизнью, что проявляется в следующем:

1. Социология возникла и конституировалась как ответ на практические запросы общества;

2. Социология напрямую связана с жизнью общества в том отношении, что она совершенствуется и развивается в соответствии с развитием общества;

3. Связь социологии и жизни общества проявляется в непосредственном воздействии всего ее теоретического, методологического и методического комплекса на общество через функции.

В современной социологической литературе, включая учебную, существуют разные мнения относительно функций социологии. Общепринятого взгляда ни на количество функций, ни на их систему нет, но в целом признается выполнение социологией следующих основных функций: теоретической, практической, прогностической.

А) Теоретическая функция – одна из важнейших функций социологии. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества. Социология исследует социальные явления с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Первостепенное значение социология придает изучению отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу объективных и субъективных сторон их деятельности, а так же анализу функционирования социальных институтов. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие богатый эмпирический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни. На каждом из этих уровней процессы отражаются с разной степенью глубины. На уровне общесоциологических теорий делаются более масштабные научные обобщения и выводы по сравнению со специальными (частными) социологическими теориями. Функция же конкретных социологических исследования заключается в сборе первичных данных, характеризующих повседневную практику людей, и в их эмпирическом анализе.

Полученная в процессе социологических исследований информация, как правило, служит основанием для дальнейшего развития теоретических взглядов. Те исходные методологические идеи, которые социолог закладывает в своем исследовательском проекте, обогащаются выводами проведенных исследований и позволяют получить новое знание.