Введение в социологию, курс лекций, страница 11

Литература

Гидденс, Э. Социология [Текст] / Э. Гидденс.- М.: Эдиториал УРСС, 2005.

Дюркгейм, Э. Метод социологии [Текст] / Э. Дюркгейм // Тексты по истории социологии ХIХ – ХХ вв. Хрестоматия.- М.: Наука, 1994.

Кравченко, С. А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения [Текст] / С.А. Кравченко .- М.: Экзамен, 2007.

Миллс, Ч. Р. Социологическое воображение [Текст] / Ч.Р. Миллс .- М.: NOTA BENE, 2001.

Шюц, А. Формирование понятия и теории в общественных науках [Текст] / А. Шюц // Американская социологическая мысль: Тексты.- М.: Издание Международного университета бизнеса и управления, 1996.

Ядов, В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы [Текст] / В.А. Ядов .- Самара.: Изд-во Самарского ун-та, 1995.

Тема 4. Структура социологического знания (4 часа)

1.  Значение метасоциологии.

2.  Отраслевая структура социологического знания.

3.  Уровневая структура социологического знания: общая характеристика уровневой разновидности структуры социологического знания; трехуровневая структура; двухуровневая структура.

4.  Ступени социологического знания.

5.  Функции социологии:

А) теоретическая функция социологии;

Б) практическая функция социологии;

В) прогностическая функция социологии;

Г) дискуссионные функции социологии.

1. Прежде всего надо выделить метасоциологию. Она имеет объектом социологическое знание, ее отделяют от онтологического знания, объектом которой является сама социальная реальность, и от гносеологического знания как знания о способах получения социологического знания. Любая метатеория – это та теория, которая анализирует структуру, методы, свойства другой теории, имеющей свою предметную область. Метасоциология – социология социологии. Она призвана раскрыть все многообразие социологии как науки и предполагает анализ концепций, теорий, методов и предметных зон. Одним из основных принципов структурирования социологического знания является определение соотношения теорий общих и частных, а также выводов теоретического характера, достигаемых в результате эмпирических исследований.

2. Отраслевая структура социологического знания утвердилась в ХХ в., когда своего развития достигла эмпирическая социология, а от теоретической социологии стали отпочковываться отдельные отрасли социологического знания. Их появление и непрерывный рост доказывало, что социологи научились все глубже проникать в изучение отдельных социальных сфер, процессов, явлений, видов совместной деятельности людей. Количество отраслевых социологий уже исчисляется десятками и есть проблема их систематизации. Отрасли социологии можно, например, сгруппировать так: 1) отрасли, которые изучают основные формы и виды человеческой деятельности (социология труда, социология досуга, социология быта); 2) отрасли, которые возникли на стыке социологии и других дисциплин (социология права, экономическая социология, социология религии, социология культуры); 3) отрасли, которые характеризуют социальную структуру общества, а также ее элементы и взаимодействия между элементами (социология города, социология села, социология предпринимательства); 4) отрасли, где преобладает институциональный подход (социология управления, социология организаций, социология семьи, социология образования, социология науки, социология религии); 5) отрасли, которые изучают отклоняющееся (девиантное) поведение (социология девиантного поведения, социология преступности).

Основания этой классификации отраслевого знания: специфика предметных зон и природа возникновения. Могут быть предложены и другие варианты классификации отраслей социологического знания.

3. а) Уровневая структура – одна из очень важных разновидностей структуры социологического знания. Представления об уровнях социологического знания менялись, так как корректировались трактовки предмета социологии, методы и принципы изучения общества и его частей. Обратимся к О. Конту: в его времена социология представляла собой общетеоретическое знание, в качестве главных линий анализа общества как социального организма выделялись социальная статика и динамика. Говоря современным языком, это была макросоциология. Но в ХХ веке, в течение 20-40-х гг., акцент переместился с плоскости теоретических построений в плоскость анализа локальных, конкретных явлений. Усиливалась ориентация на эмпирическое изучение изолированных сторон жизнедеятельности социальных групп, не учитывалась часто связь с процессами на макроуровне. Активно использовались социально-психологические и социологические методы. До середины ХХ века было четкое разделение двух традиций мировой социологии: американской и европейской. В американской социологии была своя макросоциологическая составляющая: работы П. А. Сорокина и Т. Парсонса. Но все-таки лицо американской социологии представляла прагматическая ориентация на решение конкретных проблем. Работы выполнялись на микросоциологическом уровне. Социология в США развивалась как поведенческая наука. Европейская социологическая традиция еще с ХIХ в. тяготела к социально-философским построениям и в силу этого была ориентирована скорее предметно, нежели проблемно. Эта традиция была связана преимущественно с развитием макросоциологического уровня.