Метод разработки бурение, страница 94

До нижнего конца фильтра в скважину спускают колонну труб (насоснокомпрессорных или бу­рильных) со специальным распре­делительным устройством. Сначала скважину промывают чистой жид­костью, затем в жидкость добав­ляют гравий. Поток переносит гра­вий по колонне труб через распреде­лительное устройство в кольцевой зазор между фильтром и стенками скважины {рис.2, а). Гравий заполняет этот зазор, а жидкость, пройдя через отверстия фильтра, поднимается в распределительное устройство и далее по затрубному пространству на поверхность.

После того как весь участок ствола за остовом заполнится гра­вием, намыв заканчивают и опрес-совывают гравийное уплотнение. Затем посредством обратной цирку­ляции вымывают из фильтра ос­татки гравия (рис2, б) и трубы поднимают из скважины.

Качество работы фильтра зави­сит от выбора состава гравия и толщины гравийной обсыпки. Если коллектором служит тонкозерни­стый песчаник, а для обсыпки при­меняют   крупные   зерна   гравия,   то

при эксплуатации тонкие частицы породы будут легко проникать в скважину. Чтобы избежать этого, размер частиц гравия для фильтра выбирают с учетом гранулометрического состава породы продуктивного пласта.

                                              

              Рис. 2. Схемы намыва гравия для создания  фильтра:

а —намыв гравия; б — обратная про­мывка; 1 — колонна труб; 2 — распре­делитель потоков; 3 — пакер; 4 — хво­стовик с фильтровыми трубами; 5 — гравий;   6 — стенка  скважины

1.25. АВАРИИ И ОСЛОЖНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ БУРЕНИЯ, ИХ ВИДЫ И ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

При бурении нефтяных и газовых скважин, эксплуатационных и разведочных могут возникать аварии. Аварии представляют собой нарушения технологического процесса проводки скважины, вызываемые потерей подвижности колонны труб или их поломкой с оставлением в скважинах элементов колонны труб, различных предметов, инструментов, для удаления которых требуются спе­циальные работы.

Аварии, возникающие в процессе бурения скважин, классифи­цируются по следующим видам:

аварии с бурильными трубами — оставление в скважине частей бурильной колонны (переводники, муфты, замки, калибраторы, центраторы, стабилизаторы);

прихваты колонн бурильных и обсадных труб —заклинивание их в стволе скважины, прижатие труб к стенкам под действием перепада давления в стволе и пласте, при образовании сальни­ков, обвалах и осыпях;

аварии с долотами-оставление в скважине долота, расшири­теля или их частей;

аварии с обсадными колоннами —обрыв труб в резьбовых сое­динениях и по телу трубы;

аварии вследствие неудачного цементирования —повреждение обсадных труб, недоподъем цементного раствора, оставление раст­вора в колонне;

аварии с забойными двигателями— оставление их на забое скважины целиком или отдельных узлов;

падение в скважину посторонних предметов;

прочие аварии — оставление в скважине испытателей пластов, геофизических приборов, кабеля, нерегулируемые (открытые) фон­таны-нефтяные, газовые, водяные.

Прихваты бурильных и обсадных колонн

В бурении для подъема колонны труб из скважины часто требуется приложить усилие, значительно превышающее вес самой колонны. Иногда для страгивания колонны с места и подъема необходимо усилие, близкое к предельному, допускаемому проч­ностью труб, или даже превышающее его. Это происходит в ре­зультате затяжек колонны, называемых прихватами. Прихват — осложнение, вызванное нарушением технологии бурения или не­достаточно правильным учетом особенностей геологического строе­ния. Пытаясь устранить прихват, часто прилагают усилие, при котором колонна обрывается. Прихват осложняется аварией.

Существует несколько причин затяжек и прихватов колонн.