Метод разработки бурение, страница 42

где  —угол установки отклонителя; — угол между плоскостью искривления отклоняющих устройств и плоскостью фактического искривления скважины; — угол закручивания колонны от реак­тивного момента турбобура.

1.14. РОТОРЫ

Ротор предназначен для передачи вращения бурильной ко­лонне при роторном бурении и восприятия реактивного крутящего момента колонны, создаваемого забойными двигателями при тур­бинном и электробурении. Реактивный момент воспринимается квадратными вкладышами, надетыми на ведущую трубу, а также специальным стопорным устройством в стволе ротора, при вклю­чении которого вращение стола становится невозможным. Буриль­ные трубы, находящиеся в стволе скважины, заторможены в ро­торном столе, а вал забойного двигателя вместе с долотом про­должает вращаться.

Ротор служит и для удержания на весу колонны бурильных и обсадных труб. Он используется при ловильных и каротажных работах. Привод его осуществляется через буровую лебедку цеп­ной или карданной передачей от КПП, а также в отдельных слу­чаях от индивидуального привода.

Ротор (рис- IV.14) состоит из следующих основных узлов и деталей. Станина 7 — основной элемент ротора представляет со­бой стальную отливку, внутри которой смонтированы почти все остальные узлы и детали, за исключением крышки 1 и цепного колеса 9. Внутренняя полая часть станины является также масля­ной ванной для конической пары и опор стола ротора. Стол ро­тора 2 —основная вращающаяся его часть, приводящая во вра­щение при помощи разъемных вкладышей 4 и зажимов 5 ведущую трубу и соединенную с ней спущенную в скважину бурильную колонну.

Стол ротора монтируется на двух шаровых опорах: главной 3 и вспомогательной 8. Главная опора 3 воспринимает осевые ста­тические нагрузки от веса колонны и действующие динамические нагрузки — радиальную от передаваемого крутящего момента и осевые от трения ведущей трубы о вкладыши при подаче колонны труб и от веса стола ротора. Вспомогательная опора 8 воспри­нимает радиальные нагрузки от зубчатой передачи и от осевых ударов при бурении или подъеме колонны.

Лабиринтные уплотнения между корпусом и столом ротора 2 исключают проникновение бурового раствора. Приводной вал в установлен в станине на двух роликовых подшипниках. Кронш­тейн   И  предназначен  для  присоединения  механизма  подъема  и опускания клиньев. Стопорное устройство 10 фиксирует роторный стол.

Рис. Ротор в разрезе

Техническая характеристика роторов

Тип ротора       ............................       Р560-ШВ        У7-520-3        У7-560-6       У7-760   '

«Бакинец»

Максимальная статическая на­
грузка на стол, МН      .   .   .   .            1,6                    2,0                    3,2                    4,0

Максимальный вес бурильной

колонны, МН       .......                1,0                     1,3                     2,0                     3,0

Максимальная       передаваемая

мощность, кВт     .................................. 250                    400                    360                    600

Максимальная   частота   враще­
ния стола ротора, об/мим    .   .         320                    300                    250                    230

Диаметр проходного отверстия

стола ротора, мм..................................... 560                    520               560                   760

Число шаров диаметром 75 мм

основной опоры       ....................                 26                      25                      31                      36

Число шаров диаметром 50 мм

вспомогательной опоры     ...                26                      24                      36                      36

Габариты, мм:

длина..........................................            2310                  2250                  2270                  2620

ширина.......................................             1350                  1400                   1610                  1880

высота      ................................              775                    750                    750                    800