Метод разработки бурение, страница 12

В зависимости от кинематики установки привод может иметь два основных исполнения: индивидуальный и групповой. Индиви­дуальный широко распространен в электроустановках. При его использовании достигается высокая маневренность в компоновке и размещении бурового оборудования. Групповой привод приме­няют при двигателях внутреннего сгорания для уменьшения их числа.

Силовые приводы также делятся на главные (приводы лебедки, буровых насосов и ротора) и вспомогательные (приводы осталь­ных устройств и механизмов буровой установки).

К потребителям энергии буровой установки относят:

в процессе бурения — буровые насосы, ротор {при роторном бурении), устройства для приготовления и очистки бурового рас­твора, компрессор, водяной насос и др.:

при спуско-подъемных операциях —лебедку, компрессор, меха­низированный ключ.

Современная технология бурения нефтяных и газовых скважин и условия, в которых эксплуатируются буровые установки, предъ­являют ряд существенных требований, которым должны отвечать силовые приводы. В процессе бурения привод насосов осуществ­ляется от двигателей с постоянной нагрузкой в пределах 60— 100 % их суммарной мощности. При таком режиме время непре­рывной работы двигателей может достигать 10 ч и более. При роторном бурении на вращение труб затрачивается мощность от 200 до 500 кВт и более.

Во время спуско-подьемных операций двигатели имеют резко переменную нагрузку — от нуля  (холостой ход) до максимальной.

Минимальные и максимальные нагрузки могут меняться через 2—3 мин и в таком режиме двигатель непрерывно работает 10— 12   ч.   В   процессе   промывки   скважины,   наращивания   колонны, смены долота двигатели загружены частично. При ликвидации аварии в скважинах двигатели работают в наиболее тяжелых ус­ловиях: резко переменные нагрузки, передача максимальной мощ­ности.

Конструкция двигателей должна учитывать легкость их за­пуска; предохранение двигающихся частей от попадания пыли, песка; фильтрацию воздуха, масла, топлива; нормальный тепло­вой режим при колебаниях температуры окружающей среды, а также обеспечивать осмотр и замену быстроизнашивающихся его деталей и узлов.

Более половины всех буровых установок имеют привод от двигателей внутреннего сгорания следующих типов:

1Д12Б (124-15/18) — мощность 310 кВт, частота вращения ко­ленчатого вала 1600 об/мин, Барнаульский завод транспортного машиностроения для БУ75 БрД;

210Д (6ЧН-21/21) —шестицилипдровая модель семейства че­тырехтактных, мощность 465 кВт, частота вращения вала 1200 об/мин, Балаковский машиностроительный завод, предназна­чен для БУ5000ДГУ;

1А-6Д49 (8ЧН-26/26) —V-образный четырехтактный восьми-цилиндровый, мощность 773 кВт, частота вращения вала 1000 об/мин, Коломенский тепловозостроительный завод, предна­значен для БУ6500ДГ;

В2-450АВ-СЗ (124-15/18) —мощность 330 кВт, частота вра­щения вала 1600 об/мин, Уральский турбомоторный завод, пред­назначен для буровых установок остальных типов.

Для буровых установок используют также дизель-генератор­ные агрегаты мощностью 100 кВт типа ТМЭ-ДЭ-104-СЗ с дизе­лем У1Д6-СЧ (64-15/18) или мощностью 200 кВт типа АСДА-200 (У36-50) с дизелем 1Д12В-300К (124-15/18). На дизельных элект­ростанциях, кроме того, применяют дизели 1Д6, К-169, АМЗ-236 и др. Помимо перечисленных выше двигателей, па промыслах ра­ботают дизели из Польской Народной Республики «Воля-5Ва» (взаимозаменяемые с В2) и 2ДСРГ (взаимозаменяемые с У1Д6), а также силовые агрегаты с дизелем Н12А мощностью 407 кВт, изготовляемым по лицензии западногерманской 'фирмы <<Хен-шель»; электростанции мощностью 200 кВт с дизелем Н12 мощ­ностью 100 кВт с дизелем Н6 (в обозначении дизелей: «Н» в латинской транскрипции от слова «HenscheL», цифры —число цилиндров, индекс «А» — наличие наддува). Эти двигатели обо­значаются также «Воля-Н».

 2.4. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ