Метод разработки бурение, страница 73

С течением времени при эксплуатации скважин техническое состояние обсадных колонн изменяется. Одна из главных причин этого — коррозия труб. В большинстве случаев действие корро­зии проявляется в тех участках, которые перекрывают проницае­мые пласты и которые не были зацементированы. На зацементи­рованные участки скважин приходится менее 2 % нарушений гер­метичности обсадных колонн, связанных с коррозией. Поэтому заколонное пространство против всех проницаемых пластов дол­жно быть надежно зацементировано, а верхняя граница цементи­руемого интервала должна размещаться не менее чем на 200 м выше башмака предыдущей обсадной колонны или кровли верхнего проницаемого пласта.   При   перекрытии   мерзлых   пород

колонну также цементируют с целью исключения проникновения теплого  бурового  раствора  в  заколонное  пространство.

Правилами буровых работ в нашей стране предусматривается цементирование по всей длине кондукторов, промежуточных и эксплуатационных колонн в газовых и разведочных скважинах, а также промежуточных колонн в нефтяных скважинах глубиной свыше 3000* м. Интервал цементирования эксплуатационных ко­лонн в нефтяных скважинах допускается ограничивать участком от башмака до границы, расположенной не менее чем на 100 Щ выше башмака предыдущей обсадной колонны, а промежуточных колонн в нефтяных скважинах глубиной менее 3000 м — интерва­лом длиной не менее 500 м от башмака, учитывая при этом геоло­гические условия. Ограничение интервала цементирования для промежуточных и эксплуатационных колонн газовых и разведоч­ных скважин такое же, если проведены достаточные мероприятия по обеспечению герметичности соединений труб.

1.22. УСТРОЙСТВА И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ОБСАДНЫХ КОЛОНН

Для крепления стенок скважин используют специальные сталь­ные трубы. Применяют преимущественно цельнокатаные трубы, а направления и кондукторы большого диаметра составляют из сварных стальных труб. Обсадная труба представляет собой длин­ный полый круглый цилиндр, на концах которого нарезана наруж­ная коническая резьба. Трубы между собой соединяются муфтой, имеющей внутреннюю коническую резьбу. Выпускаются бесшов­ные трубы наружным диаметром от  114 до 508 мм.

Обсадные трубы изготовляют из углеродистых и легированных сталей. Длина труб в основном от 9,5 до 13 м. Помимо обсадных труб, имеющих постоянную по длине толщину стенки, выпускают трубы с утолщенными концами, что позволяет повысить проч­ность резьбовых соединений на растяжение, а также герметич­ность. Такие трубы изготовляют по временным техническим усло­виям, они имеют шифр ТБО (трубы безмуфтовые обсадные). По­требителям заводы отгружают обсадные трубы партиями, которые снабжаются сертификатом с удостоверением качества труб и со­ответствия  их  требованиям   стандарта   или  технических условий.

Резьбовые соединения

Коническая резьба треугольного профиля нарезается на наруж­ной поверхности концов обсадных труб. Угол при вершине про­филя резьбы равен 60°. Вершины и впадины резьбы закруглены, причем радиус закругления вершин немного больше радиуса за­кругления впадин. Коническая резьба позволяет путем натяга при свинчивании   соединяемых  деталей   достичь   несколько    большей герметичности соединения по сравнению с цилиндрической резьбой при одинаковой точности изготовления.

При нарезке резьбы в зоне сочленения конуса с цилиндриче­ской поверхностью трубы образуется несколько витков неполного профиля: вершины их срезаны. На внутренней поверхности муфты нарезают такую же коническую резьбу, как и на концах трубы, причем вершины конусов обращены друг к другу. Каждая труба перед выпуском с завода снабжена муфтой, навинченной на один из ее концов.

Перед навинчиванием муфты резьба должна быть очищена и покрыта смазкой, обеспечивающей герметичность соединения и предохраняющей резьбу от задиров и коррозии. Для защиты резьб от повреждения и загрязнения при транспортировке и хранении на свободный конец трубы навинчивают предо­хранительное кольцо, а в муфту ввинчивают пробку. Предва­рительно эти резьбы должны быть покрыты антикоррозийной смазкой.