Метод разработки бурение, страница 59

При всех способах вращательного бурения подъем и спуск бурильных труб для замены изношенного долота, отбора керна, проведения ловильных или других работ в скважине, а также спуск обсадных труб — это часть процесса бурения скважин. Для проведения этих работ, а также для поддержания на весу спущен­ных в скважину бурильных труб в процессе бурения предназна­чена талевая система. Она представляет собой полиспастный ме­ханизм, который состоит из кронблока, талевого блока, подъем­ного крюка и стального каната, являющегося гибкой связью между буровой лебедкой и подъемным крюком, и механизма крепления неподвижного конца каната.

На верхней площадке буровой вышки устанавливается крон-блок. Подвижный талевый блок соединяется с кронблоком тале­вым канатом, один конец которого крепится к барабану лебедки, а второй — через приспособление к основанию вышки. К талевому блоку присоединяется крюк, на котором на штропах подвеши­вается элеватор для труб или вертлюг. В настоящее время тале­вый блок и подъемный крюк заводы-изготовители объединяют в один механизм —крюкоблок. Характеристика талевых систем приведена в табл. IV.2.

В талевой системе число шкивов кронблока всегда на один больше, чем в талевом блоке, а число ветвей каната в оснастке четное. Число блоков, их размеры и число ветвей каната в талевой системе определяются допускаемой нагрузкой на крюк, тяговым усилием лебедки, числом слоев навивки талевого каната на бара­бан лебедки. Желательно выбирать наименьшее число слоев на­вивки каната на барабан лебедки. При большом числе шкивов и ветвей каната в оснастке последний истирается сильнее, но чем меньше шкивов и ветвей, тем более канат нагружен и сокращается его усталостная долговечность.

Установлено, что целесообразнее уменьшать число шкивов в талевой системе, увеличивать их диаметр и использовать проч­ные канаты большего диаметра, чтобы уменьшить число слоев навивки каната на барабан. Для этого также применяют боль­шие соотношения между диаметрами шкива и каната (до 42) и более жесткие, но износостойкие канаты с линейным касанием проволок в пряди и металлическим сердечником, обеспечивающие

Т а б л и ц а   IV.2

меньшее поперечное смятие каната. Чем большее число шкивов системы участвует в работе (вращается), тем медленнее будет подниматься блок и тем меньше будет натяжение ходового конца каната. При принятых скоростях подъема талевая система позво­ляет использовать канаты диаметром 28—42 мм при любой глу­бине бурения.

Кронблоки и крюкоблоки классифицируются по трем основ­ным параметрам: максимально допускаемой нагрузке, наруж­ному диаметру шкивов и их числу. Эти параметры часто входят в их шифр. Основные присоединительные размеры кроиблоков и крюкоблоков: наружный диаметр шкивов, размер профиля же-' лоба шкивов, число шкивов, размеры узлов крепления рамы крон-блока к вышке.

Талевые канаты

В нефтяной промышленности используют стальные талевые канаты различной конструкции. Их изготовляют из высокоуглеро­дистой высокомарганцовистой канатной проволоки. Наиболее рас­пространены шестипрядные канаты с металлическим или орга­ническим сердечником. По характеру касания проволок канаты делятся на следующие типы: ТК — с точечным касанием прово­лок; Л К —с линейным касанием проволок и ТЛК —с точечно-линейным касанием. При бурении на небольшие глубины приме­няют простые и дешевые конструкции канатов с органическим сердечником ТК 6X19+1 о. с. На более глубоких скважинах используют канаты с органическим сердечником и ЛК-РО с ме­таллическим сердечником конструкции 6x33 + 1 м. с. Пряди, сер­дечник и канат в целом смазывают в процессе свивки специаль­ной канатной смазкой НМЗ-3.                                                                     К канатам и блокам талевой системы предъявляют следующие требования.

1.  Диаметр каната и число струн в оснастке следует выбирать
с учетом максимально возможной нагрузки на крюке, при которой
запас прочности при максимальной статической нагрузке был бы
не менее 2, а при СПО — не менее 3.