Метод разработки бурение, страница 89

Ключ ПБК состоит из прямоугольного корпуса, затвора, имеющего два гладких ролика, которые свободно вращаются на вертикальных осях устройства, запирающего ключ. В корпусе го­ризонтально размещен пиевмоцилиндр, шарнирно соединенный с редуктором. Два поршня, расположенные в цилиндре, передают движение общему штоку. Последний под действием сжатого воз­духа перемещает редуктор и зажимает трубу между гладкими и ведущими роликами, тем самым создавая передачу крутящего момента от двигателя.

Ключ подвешивается на канате. С пульта управления пнев­матическим цилиндром регулируют высоту подвески ключа. Сжа­тый воздух в пневматические цилиндры и пневматический двига­тель поступает по шлангам.

 


Рис.   2   Универсальный

  ма­шинный ключ УМК

Рис.   3      Пневматический ключ АКБ

Ключ АКБ монтируют между ротором и лебедкой со сто­роны приводного вала. Ключ (рис. V.И) состоит из блока /, ка­ретки с пневматическими цилиндрами 2, стойки 3 и пульта уп­равления 4. Главным механизмом является блок ключа, который свинчивает и развинчивает бурильные трубы. Блок и каретка монтируются на неподвижной стойке, расположенной около ро­тора 5. В блоке размещены трубозажимное устройство, понизи­тельный редуктор и пневмодвигатель с маховиком. Направляю­щие полозья находятся внизу блока, на них он перемещается с помощью двух пневматических цилиндров, т. е. надвигается набурильную   трубу,   находящуюся   в   роторе,   или   отодвигается   от нее после развинчивания.

Когда поднятая колонна бурильных труб установлена на клиньях ротора, блок ключа с помощью пневмоцилиндров пере­двигается к скважине и заходит на замковое соединение свин­ченных труб. В трубозажимном устройстве верхнее и нижнее при­способления одновременно зажимают верхнюю и нижнюю части замка. Зажав конусную часть замка, верхнее приспособление пе­редает вращение трубе от двигателя ключа, а находящееся на второй части замка (цилиндрической) нижнее приспособление воспринимает реактивный момент и удерживает нижнюю трубу от поворота.

Механизм передвижения блока ключа и зажимные устройства работают от пневматических цилиндров, включаемых с пульта управления 4. После установки блока ключа над ротором че­люсти зажимных приспособлений отхватывают замок трубы, включают пневмодвигатель, соединенный с ведущим валом пони­зительного редуктора. В последнем валы расположены верти­кально. Маховик с муфтой ограничения крутящего момента рас­положен на ведущем валу. Маховик служит для увеличения крутящего инерционного момента, который необходим при рас­креплении труб. Предохранительная муфта маховика двигателя нужна для предотвращения поломок деталей ключа от возникаю­щих больших крутящих моментов при остановке вращающихся масс.

На пульте управления размещены четыре крана и кран, со­единенный с коллектором, три рукоятки, шланг с накидными гай­ками. Четыре крана объединяются попарно с помощью скоб и рукояток. Эти краны можно включать вместе или раздельно пу­тем перемещения рукояток. Одной рукояткой, например, управ­ляют краном пневмодвигателя ключа и краном, связанным с уст­ройством зажима верхней челюсти. Другой рукояткой манипули­руют краном, связанным с цилиндром подвода и отвода ключа, или краном цилиндра зажима нижних челюстей.

При включении в работу сжатый воздух от ресивера посту­пает в коллектор по металлическому трубопроводу, резиновому рукаву и крану. От коллектора по четырем резиновым рукавам сжатый воздух направляется к четырем кранам и соответствую­щим цилиндрам и двигателю. Во избежание незапланированного включения в работу ключа один из кранов делается страховоч­ным. При завершении спуско-подъемных операций его закрывают, вследствие чего коллектор сообщается с атмосферой.