Метод разработки бурение, страница 79

К органам механического управления буровыми установками можно отнести педали и рукоятки включения скоростей, тормоз­ной рычаг лебедки, тяги и хомуты включения кулачковых муфт и др. Необходимо систематически регулировать звенья и крепле­ния ручного и дистанционного механического управления для чет­кой и надежной их работы.

Буровые установки для глубокого бурения, выпускаемые в на­шей стране, в основном оборудованы пневматическим управле­нием. Эта система имеет ряд преимуществ перед механической, электрической или гидравлической, заключающихся в легкости и плавности дистанционного управления, незначительности физиче­ских усилий при работе на пульте, быстроте действий, простоте конструкции, пожарной безопасности. Пневмодистанционное уп­равление с пневматическими фрикционными муфтами существенно упрощает работу персонала буровой установки. В систему пневматического управления входят: агрегаты и оборудование снабжения воздухом — компрессор­ные установки, воздухосборники, устройства для очистки и осу­шения воздуха, предохранительные и обратные клапаны, трубо­проводы, клапаны-разрядники и вертлюжки;

исполнительные механизмы — пневматические муфты, предна­значенные для соединения и разобщения валов трансмиссий, и цилиндры, при помощи которых осуществляется торможение или приводятся в действие механизмы;

управляющие устройства— краны различных конструкций, вен­тили и регуляторы, при помощи которых управляют оборудова­нием буровой установки;

контрольно-измерительные приборы, служащие для контроля за исправностью всей системы.

Сжатым воздухом пневматическую систему обеспечивают ком­прессорные установки, производительность которых 5 м3/ч при давлении 0,8—0,9 МПа. Обычно используют два компрессора. Применяются двух- или трехцилиндровые вертикальные и V-об-разные двухступенчатые компрессоры одностороннего действия.

Компрессорная станция с электроприводом устанавливается там, где расположен силовой привод. Автоматическое управление компрессором осуществляется с помощью регулятора давления и электропневматического вентиля, установленного на компрессор­ном агрегате. При помощи этих механизмов компрессор выклю­чается, когда в системе давления воздуха достигается допустимая величина, и включается при минимальном давлении, позволяю­щем еще работать муфтам.

Воздушные резервуары (ресиверы) предназначены для сохранения определенного объема воздуха, сжатого до давле­ния, при котором эксплуатируется пневматическая система. Реси­веры как аккумуляторы энергии компенсируют внезапное повы­шение расхода воздуха и служат для выравнивания рабочего дав­ления в системе.

Один или два резервуара монтируют на раме, устанавливают манометр, предохранительный и обратный клапаны и маслоотде­литель.

Компрессоры соединяют с резервуарами трубами. В местах подхода труб к вертлюжкам, муфтам, а также при крутых изги­бах применяют резинотканевые рукава. Трубы со шлангами сое­диняют с помощью хомутов, для чего па наружной поверхности концов труб делают выступы.

Вертлюжки-разрядники предназначены для подвода воздуха к вращающимся пневматическим фрикционным муфтам через торцы валов и выпуска воздуха из муфты при ее выключе­нии. Применяют прямоточные вертлюжки с проходным отверстием двух размеров.

К исполнительным механизмам относятся пневматические муфты, предназначенные для соединения и разобщения валов, торможения, раскрепления бурильных труб.

Радиальные шинно-пневматические фрикционные муфты (ШПМ) применяют для:

главного включения механизмов и узлов без остановки вра­щающегося вала;

смягчения ударов при включении;

компенсации небольших перекосов, а также несоосности соеди­няемых валов;

затормаживания вращающихся деталей, если муфта работает как   тормозное   устройство.

При повреждении в муфте заменяют только резиновый бал­лон, металлический обод остается на месте. При износе колодок заменяют только колодки.