Метод разработки бурение, страница 60

2.  Диаметр  шкивов  талевой  системы  должен   быть  в   38—42
раза больше диаметра каната. В отечественных талевых системах
соотношение   диаметров   шкивов   и   канатов   составляет   34—43,
в американских 37—44. Практически дальнейшее увеличение этого
соотношения нерационально.

3.  Неподвижный  конец  каната  необходимо  крепить  на  бара­
бане,  конструкция  которого  обеспечивает легкое его  передвиже­
ние при перепусках.

В процессе бурения крепких пород возникают продольные колебания в бурильных трубах, передающиеся через ведущую трубу, вертлюг и талевую систему неподвижному концу талевого каната. В результате возникает явление усталости металла в той части, которая находится па последнем шкиве кронблока и ба­рабане механизма крепления неподвижного талевого каната. В этом случае может произойти обрыв каната несмотря на то, что его износ невелик. Поэтому канат периодически необходимо пере­пускать. Расход каната на 1 м проходки колеблется в широком диапазоне — от 0,7 до 5 кг, а в отдельных случаях и больше.

Износ его зависит от величины произведенной работы, качества и конструкции каната, правильной и рациональной его эксплуата­ции. Во избежание несчастных случаев необходимо следить за состоянием талевых канатов. Канат следует тщательно закреплять в подъемном барабане, длина его должна быть такой, чтобы не менее пяти витков первого ряда всегда находилось на бара­бане лебедки. Необходимо защищать канат от повржедепий ост­рыми предметами.

Кронблоки

Кронблок, расположенный в верхней части буровой вышки,— неперемещаемая часть талевой системы. Он представляет собой сваренную из профильного проката раму, на которой смонтиро­ваны на опорах оси со шкивами, закрытыми предохранительными щитами. В нижней полке одной из балок при помощи держателя укреплены вспомогательные блоки, рассчитанные на нагрузки до 0,3 МН. Через эти блоки перебрасывается канат, предназна­ченный для вспомогательных работ. Канат идет к фрикционной катушке лебедки или барабану вспомогательной лебедки.

Большинство конструкций кронблоков выполняется по схеме, приведенной на рис. IV.5. Рама изготовлена из трех продольных и двух  поперечных 2 двутавровых балок. Кронблок опирается

Рис.   Схема шестишкивного кронблока

на подкронблочные балки вышки концами крайних продольных ба­лок, к середине которых приварены на прокладках разъемные корпуса опор. На этих опорах укреплены две секции 3 со шкивами. Секция состоит из оси, на которой смонти­рованы шкивы, каждый на двух подшипниках. От проворачивания в опорах ось стопорится ригелями. Для защиты вращающихся шки­вов и предохранения от соскакива­ния каната каждая секция блоков закрыта кожухом, который кре­пится к раме на шарнирах и при необходимости легко откиды­вается.

Техническая характеристика кронблоков приведена в табл. IV.3.

Талевые блоки

В талевой системе буровой установки талевый блок—-под­вижная ее часть. Как и кронблок, он предназначен для выполне­ния спуско-подъемных операций и других работ, необходимых при

ТаблицаIV.3 Техническая характеристика кронблоков

Рис. Талевый блок

бурении. По конструкции талевые блоки однотипны, за исключе­нием блоков, предназначенных для работы с механизмами АСП.

Талевый блок (рис. IV.6) состоит из следующих основных частей: двух сварных боковых щек 4, соединенных наверху полой траверсой 10, а внизу серьгой 1 с помощью приваренных к щекам кронштейнов 3 и пальцев 2. Эти детали составляют силовой кар­кас блока. В щеках неподвижно установлена ось 7, которая для предохранения от смещения закреплена с торцов гайками 8. Последние защищены предохранительными кольцами 9, приварен­ными к щекам.

Ось с торцов имеет отверстия, предназначенные для смазки роликоподшипников 6 канатных шкивов. Смазка осуществляется при помощи масленок, установленных в этих отверстиях. На оси блока на сдвоенных роликоподшипниках 6 установлены пять ка­натных шкивов 5, закрытых с двух сторон боковыми предохрани­тельными кожухами //, с прорезями для прохода талевого каната. Эти кожухи, предохраняя рабочих от несчастных случаев, одно­временно предупреждают возможность выскакивания канатов из канавок шкивов.