Метод разработки бурение, страница 30

головка  грунтоноски   безотказно  захватывается   шлипсом.

При эксплуатации турбобура на буровой необходимо периоди­чески   осматривать   его   с   целью   установления   и   поддержания работоспособности.   Турбобур   считается   годным   к   последующей работе, если:

осевой люфт турбобура не превышает заданных величин;

запуск турбобура происходит при давлении, не превышающем первоначального при опробовании;

все резьбовые соединения турбобура герметичны;

натяги в резьбовых соединениях ниппеля и соединительного переводника с корпусом (цилиндрическая резьба) не изменились; допускается уменьшение натяга (т. е. подкрепление резьбового соединения) до 5 мм;

присоединительная резьба вала в удовлетворительном состоя­нии (отсутствуют задиры, следы промытости, забоины на торцах и т. д.).

При увеличении осевого люфта до размера, более указанного, пропусках в резьбовых соединениях, повышении пускового давле­ния и других неполадках турбобур отправляют на ремонт.

При работе с перепускным клапаном его также необходимо пе­риодически осматривать.  При его осмотре проверяют:

состояние резьбовых соединений секций клапана и присоедини­тельных резьб клапанной приставки (отсутствие задиров, забоин на торцах, следов промытости);

состояние резинового манжета хвостовика клапана (отсутствие расслоения, отставания от металла и других следов нарушения резинового уплотнения);

редуцирующую способность клапана (перепад давления па клапане должен соответствовать заданному).

При обнаружении дефектов в отдельных секциях клапана их следует заменить. При уменьшении перепада давления относи­тельно заданного следует добавить секцию или перекомплектовать клапан таким образом, чтобы восстановить перепад давления.

При эксплуатации турбобура на буровой могут возникнуть не­поладки в его работе, тогда надо правильно установить причину ненормальной работы турбобура и своевременно принять необхо­димые меры.

Турбобуры ремонтируют в турбинных цехах. Ремонт их мо­жет состоять из следующих работ: полной разборки турбобура; отбраковки и комплектации сменных деталей; замены изношен­ных деталей; проверки прямолинейности вала и корпуса; проверки резьб и их ремонта; сборки турбобура; обкатки турбобура на стенде.

При ремонте турбобуров применяют новые детали, поставляе­мые в комплекте запасных частей, а также детали, прошедшие ре­монт в механических мастерских. Качество сборки зависит от правильной комплектации, замены и отбраковки изношенных де­талей.

2.10.НАКЛОННО НАПРАВЛЕННОЕ БУРЕНИЕ

Бурение любой скважины ведется при постоянном контроле за ее положением в пространстве, поэтому от одного интервала к другому замеряют: зенитный угол а — угол между осью сква­жины и вертикалью; азимутальный угол 0 — угол в горизонталь­ной плоскости между плоскостью искривления скважины и зара­нее выбранным направлением.

Искривление может быть плоским (рис. а) и простран­ственным (рис. бив). В первом случае с увеличением глу­бины скважины азимутальный угол не изменяется, а во втором — постоянно меняет свое значение. Используя величины а и 6, за­меренные в начале и конце каждого интервала, строят проекции оси скважины на вертикальную (рис. /) и горизонтальную (рис. //) плоскости, при совместном рассмотрении которых судят о пространственном положении оси скважины.

Проекция оси скважины на вертикальную плоскость называ­ется профилем скважины, а на горизонтальную — планом.

Причины и последствия искривления

Причины, способствующие искривлению, условно делят на три категории:  геологические, технические и технологические.

К геологическим можно отнести: слоистость, трещиноватость, сланцеватость горных пород; чередование пород различной твер­дости и угол наклона пластов; тектонические нарушения, пустоты, каверны; твердые включения (крупный галечник, валуны) в про­ходимых горизонтах.

К техническим причинам относятся: недостаточное центриро­вание кронблока по отношению к оси вышки; несовпадение оси вышки с осью ротора и осью направления; изогнутые бурильные трубы и ведущая труба в бурильной колонне; перекос в резьбо­вых соединениях бурильной колонны   (в нижней части).