42 Подготовка решения: Happy Hotels
Happy Hotels – это сеть элитных отелей, расположенных по всей Европе. Менеджеры всех отелей отвечает за достижение плановых показателей, установленных Главным офисом.
Согласно прошлогоднему бюджету, компания надеялась получить 16%-ный прирост прибыли за счет ожидаемого 8%-ного прироста выручки.
В конце года было обнаружено, что прибыль компании увеличилась всего на 10%. Причиной того, что плановые показатели не были достигнуты, стали дополнительные расходы.
(a) Объясните, почему Happy Hotels может быть полезным составлять бюджета «с нулевой точки» (далее ZBB ).
(b) Пошагово опишите порядок внедрения ZBB.
(с) Объясните, как использование ZBB может мотивировать работников.
(d) Раскройте проблемы, с которыми может столкнуться Happy Hotels в случае внедрения ZBB.
(e) Объясните преимущества привлечения работников к составлению бюджета.
(а) Принципы ZBB
Основная идея ZBB заключается в составлении бюджета по каждому центру затрат, словно речь идет о вновь созданном предприятии или о первом составлении. Каждый элемент затрат должен быть обоснован для включения в бюджет на следующий период.
ZBB отрицает допущение, используемое при построении бюджета «от достигнутого» и заключающегося в том, что объемные показатели деятельности этого года останутся неизменными в следующем году и что при разработке бюджета на следующий год можно использовать расходы, понесенные в этом году, плюс дополнительные расходы, которые могут возникнуть в связи с расширением и повышением цен.
Использование ZBB компанией Happy Hotels
Happy Hotels желает увеличить прибыль по средствам сокращения расходов. ZBB полезен при принятии решений, касающихся вопросов оптимизации, так как он позволяет идентифицировать неэффективные и ненужные операции и отказаться от них.
ZBB особенно полезен для применения в компаниях, работающих в сфере услуг, например в отелях, где велика доля переменных расходов. Так возможны разные подходы к осуществлению этой деятельности, а издержки и выгоды можно развести.
ZBB ориентирует работников и менеджеров отелей на отказ от необоснованных расходов. Также он способствует тому, чтобы компания реагировала на изменения бизнес среды, и ставит под сомнение существующий порядок.
(b) Внедрение ZBB
Для внедрения ZBB необходима определенная последовательность действий, но, прежде всего, необходимо научить участников, занятых в составлении бюджета, ставить все под сомнение. Действующая практика и имеющиеся расходы необходимо проверять, а спорные моменты – уточнять.
· Нужно ли выполнять определенную операцию?
· Какими будет последствия невыполнения данной операции?
· Является ли имеющийся уровень запасов оптимальным?
· Имеются ли другие подходы к организации процесса оказания услуг?
· Какой объем расходов должно приходиться на определенную операцию?
· Оправдывают ли расходы полученные выгоды?
Три шага внедрения ZBB
(1) Определите наборы решений, которые представляют собой полные описания определенных операций, имеющих место в компании, и которые менеджеры могут использовать для их оценки и ранжирования с целью выделения операции, имеющей наибольший приоритет. Существует два вида:
- Взаимоисключающие наборы содержат альтернативные способы достижения одного и того же результата. Лучший из наборов должен быть отобран через сравнение затрат и выгод, а оставшиеся наборы должны быть отброшены.
- Проранжированные наборы рассматривают операции с точки зрения количественной оценки трудозатрат на их совершение. Базовый набор будет отвечать минимальным трудозатратам, а из других наборов будет видно, какие дополнительные работы могут быть проделаны, стоимость этих дополнительных работ и какие выгоды будут получены от их выполнения.
(2) Оцените и проранжируйте каждую операцию, которая входит в набор решений, по объему выгод, которые она приносит компании. Это может занять много времени. Приоритет будет отдан операциям, выполнение которых обосновано минимальными требованиями, (без которых организация оказания услуг невозможна), а также операциям, которые направлены на соблюдение законодательства. В отделе бухгалтерии к таким операциям будут относиться расчет заработной платы, ведение главной книги и счета расчетов с покупателями и заказчиками, составление и опубликование необходимого набора форм отчетности.
(3) Заложите в бюджет расходы, которые покрываются доступными источниками и отобраны в результате оценки и ранжирования альтернативных наборов.
(с) Как ZBB мотивирует сотрудников
Работники устанавливают цели, основываясь не на исторических данных, но цели, согласующиеся с их собственными целям, а также целям компании.
Дополнительные усилия, необходимые для внедрения ZBB, гарантируют, что сотрудники выиграют от полного переосмысления совершаемых операций.
ZBB устраняет слабые звенья, в результате чего ожидания сотрудников относительно их достижений увеличиваются, а через повышение удовлетворенности растет мотивация.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.