Составление бюджета с нуля отрицает идею, заложенную в основе составления бюджета от достигнутого, согласно которой бюджет на следующий год может быть основан на расходах текущего года, скорректированных на предполагаемое расширение и инфляцию. Составление бюджета с нуля подразумевает составление бюджета по каждому центу затрат с нуля. Все расходы должны быть оценены на входе, и только после они закладываются в бюджет на следующий год.
(с) Этапы подготовки бюджета с нуля
Составление бюджета с нуля состоит их трех основных этапов.
Отбор операций (набор решений)
На первом этапе менеджмент определяет операции, являющиеся ключевыми для компании. Эти операции описываются в рамках набора решений. Наборы решений обычно являются начальным уровнем, который соответствует минимальным расходам, необходимым для достижения целей компании. Проранжированные наборы призваны показать, какие дополнительные операции могут быть включены, а также с какими затратами это будет связано и какие выгоды это принесет.
Оценка и ранжирование каждой операции
Руководство затем ранжирует каждую операцию (набор решений) с точки зрения выгод, которые она приносит компании. Приоритетными будут операции, которые необходимы для осуществления деятельности компании, а также операции, которые продиктованы буквой закона. Эта процедура поможет руководству решить, какие ресурсы затрачивать и на что их направить.
Размещение ресурсов
На последнем этапе руководство закладывает расходы в бюджет с учетом доступных ресурсов, а также результатов оценки и ранжирования альтернативных наборов.
(d) Неактуальность составления бюджета от достигнутого и недоставки составления бюджета с нуля
Составление бюджета от достигнутого способствует закреплению неэффективных и ненужных расходов, как результатов прошлых ошибочных расчетов, так как уровень расходов редко является предметом тщательного исследования. Однако точка зрения, согласно которой данный метод себя полностью изжил для всех организаций, является довольно спорной. Несмотря на то, что он не подходит для государственных учреждений, где все расходы должны быть взвешены, говорить о том, что он не применим для организации деятельности во всех компаниях в принципе, значит игнорировать ограничения использования бюджетирования с нулевой точки. Ограничения бюджетирования с нулевой точки представлены ниже.
Ограничения бюджетирования с нулевой точки
Основное ограничение составления бюджета с нуля связано с объемом дополнительной бумажной работы. Выводы по затратам и выгодам от каждого набора необходимо постоянно пересматривать, а с появлением новых операций в компании необходимо разрабатывать новые наборы.
Бюджетирование с нулевой точки требует от руководства навыков как составления наборов решений, так и ранжирования. Если руководство не располагает данными навыками, необходимо будет организовать тренинги по освоению метода составления бюджета с нуля, что потребует дополнительных временных и материальных затрат.
Ранжирование также может быть достаточно проблематичным. Могут возникнуть сложности с ранжированием наборов, которые являются равнозначными с точки зрения требования законодательства или деятельности компании. Более того, могут возникнуть сложности с ранжированием операций, которые приносят выгоды, носящие более качественный нежели количественный характер.
При составлении бюджета с нуля может создаться впечатление, что все решения должны быть приняты в рамках бюджета. В результате руководство может оказаться неспособным привнести новые идеи, так как они не были выбраны из набора решений и не прошли ранжирование.
Составление бюджета с нуля на практике
В связи с тем, что в рамках бюджетирования с нуля все расходы должны быть оценены, его использование как единственного способа составления бюджета в коммерческих организациях, где существуют определенные расходы, несение которых обязательно для осуществления их деятельности, является неоправданным. В таком случае, составление бюджета от достигнутого будет признано более эффективным, как как оно не занимает много времени и легко для понимания.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.