Наиболее прогрессивным, с технологической точки зрения, является применение операций с высокой концентрацией обработки.
6. ИЗГОТОВЛЕНИЕ РЫЧАГОВ
К деталям типа рычагов относятся шатуны, коромысла, собачки поводки, ручки, прихваты.
Шатуны являются наиболее яркими представителями деталей класса "некрутые стержни". Они являются передаточными звеньями шатунно-кривошипных механизмов - двигателей внутреннего сгорания, компрессоров и пр. Связывая поршень с коленчатым валом, шатун служит для преобразования возвратно-поступательного движения во вращательное. При работе шатун находится под действием знакопеременных динамических нагрузок, поэтому он должен иметь достаточную прочность и жесткость. Конструкция шатунов характерна наличием кривошипной (большой) и шатунной (малой головок, соединенных стержнем (чаще всего таврового сечения). У большинства шатунов кривошипные головки делаются разъемными.
Технические условия на изготовление шатунов автомобильных двигателей регламентированы ГОСТ 845-67- шатунов тракторных двигателей ГОСТ 5417-68, шатунов дизельных двигателей -ГОСТ 8521-68.
Основные технические требования: точность основных отверстий - 5-6 квалитет; Отклонение от цилиндричности отверстий-до 0,0025 мм; шероховатость поверхности соответствует Ra 0,63-1,25 мкм; отклонение от параллельности осей отверстий 0,02-0,04 мм на 100 мм; отклонения межосевого расстояния отверстий - 0,03-0,1 мм: отклонения от перпендикулярности оси отверстия к торцам не более 0,05-0,1 мм на 100 мм.
6.1. Материалы и заготовки
В качестве материалов для шатунов используют среднеуглеродистые конструкционные стали 40, 45 с НВ 210...225; легированные стали 45Г2, 18ХНМА, 18Х2Н4МА, 40ХН2МА с НВ 207...289; цементируемые стали типа J2XH2; высокопрочные чугуны и титановые сплавы.
Заготовки шатунов, как правило, штампуют в закрытых штампах на молотах и кривошипных прессах, используется и . поперечно-винтовой прокат. Штампованные заготовки по торцам головок нередко калибруют и чеканят с точностью 0,08...0,2 мм.
6.2. Типовой технологический процесс изготовления шатунов
в условиях неавтоматизированного серийного производства
1. Фрезерование или шлифование торцев головок. Базы: торцы головок (вперекладку),
2. Сверление, зенкерование, снятие фаски, черновое и чистовое развертывание, подрезка горца зенкером с направлением по отверстию в малой головке. Базы: необработанные цилиндрические поверхности и торцы головок (в призмы).
3. Подрезание торцев с другой стороны зенкером с направлением "по отверстию", снятие фаски.
4. Черновое растачивание отверстия в большой головке. Базы: малое отверстие и торцы, тело стержня.
5. Зенкерованис фасок в отверстии большой головки (в перекладку)
6. Чистовое растачивание отверстий в обоих головках. Базы:
торцы.
7. Прессованные втулки в малую головку на гидропрессе.
8. Точное растачивание отверстий в обеих головках на алмазно-расточном станке.
9. Хонингование отверстия в большой головке.
10. Окончательный контроль.
6.3. Типовой технологический процесс
изготовления шатунов в условиях
автоматизированного массового производства
Обработка вне автоматической линии:
1. Фрезерование и шлифование торцов головок на 4-х шпиндельном фрезерном и плоскошлифовальном станках.
2. Протягивание 5 базовых площадок под болты и гайки на вертикально протяжном станке.
. Обработка на 1-й линии:
3. Предварительное и окончательное зенкерование большой и малой головок. Базы - торцы и базовые площадки. Горизонтальный 8-ми шпиндельный сверлильный станок.
4. Фрезерование площадок под гайки на вертикально-фрезерном 4-х шпиндельном станке.
5. Отрезание крышки от шатуна на вертикально-фрезерном 5 шпиндельном станке.
Обработка вне линии;
6. Протягивание плоскостей стыка в шатуне и крышке на вертикально-протяжном станке.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.