Проектирование технологии изготовления типовых деталей: Учебное пособие к выполнению лабораторных и практических работ по технологии машиностроения, страница 11

К классу "полые цилиндры" относят детали, в основе конструкции которых лежат один или несколько концентрично расположенных внутренних цилиндров при наружном очертании детали не всегда соответствующем цилиндрической поверхности [4].

Этот класс составляют четыре типа детален:

1) простой формы (различные цилиндры, барабаны, стаканы, пустотелые поршни, гильзы);

2)  сложной формы с фасонной наружной и внутренней  поверхностями (ступицы колес, чашки сателлитов и др.);

3) тонкостенные (втулки, вкладыши подшипников);

4) мелкие фасонные (угольники, тройники, штуцера), Кроме того, внутри этого класса предусматривается деление деталей на   4  размерные  группы:   К - крупные,    С - средние, Н - большие, М - мелкие.

Общей характеристикой деталей этого класса является соотношение между внешними наибольшим диаметром цилиндра "D" и высотой детали "L", которое можно записать как L/D = 0,5-2,5. Из деталей этого класса наибольшее распространение в машиностроении получили детали типа втулок и гильз, поэтому рассмотрим более подробно особенности их изготовления.

4.1. Втулки

Втулкой называется деталь, в которой вращается или направляется деталь типа вала.

Для изготовления втулок применяют: сталь, латунь, бронзу, серый или ковкий антифрикционный чугун, специальные биметаллические сплавы, металлокерамику и пластмассы.

Втулки с диаметром отверстия до 20 мм изготавливают из прутка или литых стержней; с диаметром отверстия более 20 мм -из цельнотянутых труб, полых отливок, реже - из штампованных заготовок.

Для свернутых тонкостенных втулок с открытым швом применяют латунный или бронзовый полосовый материал, а также биметаллическую ленту. Заготовки из металлокерамических материалов получают прессованием с последующим спеканием. Заготовки из металлокерамических материалов получают прессованием с последующим спеканием. Заготовки из пластмасс получают прессованием или прессованием с последующим спеканием.

Основная технологическая задача стоит в обеспечении концентричности наружных поверхностей относительно отверстия и перпендикулярности торцов к оси отверстия. Эта задача может быть решена тремя способами:

1)  обработкой наружных поверхностей,   отверстия и торцов за один установ;

2)  обработка всех поверхностей за два установа или за две операции с базированием при окончательной обработке отверстая по наружной поверхности;

3) обработкой всех поверхностей за две операции с базированием при окончательной обработке наружной поверхности по отверстию.

Первым способом обрабатываются втулки из прутка, согласно следующего технологического маршрута:

1. Подрезание торца, подача до упора, зацентровка под сверление, сверление отверстия с одновременным черновым обтачиванием наружной поверхности, растачивание или зенкерование отверстия и чистовое обтачивание наружной поверхности со снятием фасок, предварительное развертывание, отрезка.

Эта операция, в зависимости от типа производства, может выполняться на обычных токарных станках, токарно-револьверных, одно-шпиндельных и многошпиндельных автоматах.

2. Снятие наружной и внутренней фасок (а иногда и подрезание торца) с другого конца втулки. Эта операция обычно выполняется на вертикально-сверлильном или токарно-винторезном станках.

3. Получение смазочных отверстий или канавок на вертикально-сверлильном, токарном (со спец. приспособлением) или специальных стенках.

4. Шлифование наружной  поверхности  на  круглошлифо-вальных или бесцентрово-щлифовальных станках.

Этот маршрут обработки применяется и при изготовлении втулок из труб (или из индивидуальных несколько удлиненных литых или штампованных заготовок только в единичном производстве), где вместо зацентровки и сверления отверстия вводят черновое растачивание или зенкерование.

Два других способа применяются при обработке втулок из индивидуальных отливок или поковок в условиях значительных масштабов производства. Считается, что базирование по обработанному отверстию при окончательной обработке имеет рад преимуществ перед базированием по обработанной наружной поверхности. Но и в этом случае возможны два принципиально различных подхода к механической обработке.