5.2. Технологические задачи
Главными технологическими задачами являются: - получение точного центрального отверстия; достижение концентричности отверстия и делительной окружности, концентричности отверстия и окружности выступов (впадин) зубьев; достижение перпендикулярности торцов и оси детали; получение шпоночного паза (шлиц) , параллельного оси отверстия; получение достаточно точных поверхностей зубьев.
5.3 Технические условия
Технические условия на изготовление цилиндрических зубчатых колес 7-8 степени точности, которые наиболее часто применяются в среднем машиностроении, даны в таблице 5.1.
Таблица 5.1.
Технические условия на изготовление зубчатых
колес 7-8 степени точности.
Условие |
Допустимое отклонение |
Точность центрального отверстия |
7 квалитет |
Точность шага зубьев |
0,01-0.02 мм |
Радиальное биении по начальной окружности |
0,03-0.04 мм 0,03-0.04 мм на радиусе |
Торцовое биение |
150-200 мм |
Не параллельность боковых поверхностей зуба оси отверстия |
0,01 на длине 75 мм |
Шероховатость посадочных поверхностей |
Ra 0,63-1,25 мкм |
Твердость закаленных поверхностей |
HRCэ 50-55 |
Твердость цементированных и закаленных поверхностей |
НRСэ 55-60 |
Глубина слоя цементации |
0,8-1,5 мм |
Твердость незакаленных колес |
НВ 180-250 |
5.4. Материалы
В качестве материалов для зубчатых колес в основном применяют углеродистые и легированные стали, чугуны, бронзы пластмассы (см. таблицу 5.2).
Таблица 5.2.
Вид термической обработки |
Марки материалов |
Без термообработки С термическим улучшением Цементированные и закаленные Поверхностно-закаливаемые с нагревом ТВЧ Азотируемые |
Стали 45, 40Х Чугун СЧ21-40, СЧ24-44 (при окружной скорости 6 м/с) Стали 40, 45, 50. 50г, 40Х, 40ХН. 35ХГС Стали I5X. 20Х, I2XH3A, 18ХГТ: 15ХФ, 18 ХНВА Стали 45.40Х Стали 38ХВФЮА, 38ХЮА, 38ХМЮА |
5.5. Заготовки
Виды заготовок зубчатых колес:
- заготовка из проката;
- поковка, выполненная свободной ковкой на ковочном молоте;
- штампованная заготовка в накладных штампах, выполненная на молотах или прессах ;
штампованная заготовка в закрепленных штампах, выполненная на молотах, прессах и горизонтально-ковочных машинах.
Рациональным видом заготовки для зубчатых колес является горячая штамповка. При диаметрах зубчатых колес более 500 им целесообразно применять литье, если условия прочности и другие специальные требования не препятствуют этому.
5.6. Припуск на обработку
Припуск на обработку зубчатых колес назначают в зависимости от рода заготовок. При заготовках из проката припуск по обрабатываемым поверхностям получается 1,5-2 мм на сторону, при кованой заготовке под молотом для колес диаметром 200-250 мм припуски получают в пределах 5±3 мм для штампованных заготовок в подкладных штампах 3- 4 мм , в закрытых штампах - 2-3 мм на сторону .
5.7. Технологические базы
Технологические базы на первых операциях - наружные необработанные поверхности. После обработки отверстия и торца их применяют в качестве технологической базы на большинстве операций . Детали с нарезанными зубьями после термообработки в пламенной печи снова обрабатывают ( шлифуют отверстие), причем деталь базируют по впадинам между зубьями (по делительной окружности).
Средние режимы резания даны в таблице 5.3.
5.8. Типовые технологические процессы
Существует три основных варианта обработки цилиндрических зубчатых колес: токарно-револьверный, сверлильно-токарный, протяжно-многорезцовый.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.