Проектирование технологии изготовления типовых деталей: Учебное пособие к выполнению лабораторных и практических работ по технологии машиностроения, страница 10

мм/м, шероховатость поверхности посадочных шеек Ra = 1,25 0,16 мкм, а торцов и уступов Rz = 40 - 20 мкм.

3.3, Заготовки

В массовом и крупносерийном производстве заготовки ступенчатых валов получают методами пластической деформации (свободная ковка, штамповка,  обжатие на ротационно-коночных машинах, периодический, поперечно-винтовой прокат и пр.).

В мелкосерийном и единичном производстве заготовки ступенчатых валов отрезают из горячекатаных или холоднотянутых прутков. Метод получения заготовки выбирают исходя из результатов технико-экономических расчетов.

3.4. Технологические базы

При механической обработке ступенчатых валов в качестве черновых баз принимают необработанные наружные поверхности. Чистовые на большинстве операций - центровые отверстия или центровые фаски (для пустотелых валов). При фрезерных, шпоночно-фрезерных, сверлильных операциях, при установке вала на призмах, как базовые поверхности используют, опорные шейки под подшипники или шейки под насаживаемые детали.

Обычно механическую обработку ступенчатых валов начинают с обработки/торцов и последующей их зацентровки.

Фиксирование заготовок в центрах в осевом направлении должно обеспечиваться либо точным выполнением центровых отверстий, либо за счет упора передним торцем при плавающем центре.

При обработке недостаточно жестких валов применяют дополнительные установочные базы (обработанные шейки или специальные выточки) под люнет.

Вращение деталей обеспечивается хомутиками, пневматическими или самоцентрирующимися патронами в зависимости от формы и размеров.

3.5. Типовой маршрут обработки

ступенчатых валов в серийном производстве |6|

Обработку производят по следующему типовому маршруту:

- фрезерование торцов и зацентровка;

- черновая токарная обработка первой,   затем второй половины детали;

-  чистовая токарная обработка первой,   затем второй половины детали;

(На этих операциях применяют станки с программным управлением, токарные гидрокопировальные полуавтоматы, токарные станки, оборудованные гидрокопировальными суппортами);

-  черновое шлифование концевых шеек  детали,   служащих дополнительными базами при фрезеровании, обработке фасонных поверхностей растачивании отверстия на одном конце детали и т.д.;

'- черновая и чистовая обработка фасонных поверхностей;., нарезание зубьев, шпицев; растачивание сквозных и концевых отверстий и т.д.;

- выполнение второстепенных операций:   сверление, развертывание и нарезание резьбы мелких отверстий, нарезание резьбы на шейках, фрезерование шпоночных канавок, лысок и т.д.;

- термическая обработка (выполняется путем поверхностной  . закалки шеек с нагревом в индукторе с помощью ТВЧ;  используют также цементацию с последующей закалкой шеек или общую закалку);

- черновое   и   чистовое шлифование внутренних и наружных поверхностей;

- чистовое шлифование фасонных наружных поверхностей;

- доводка особо точных поверхностей.

При шлифовании ступенчатых валов используются кругло шлифовальные станки, обычные иди с ЧПУ.

Для пустотелых валов применяются также станки для сверления,  растачивания,  шлифования  и   хонингование  глубоких  отверстий.

3.6. Изготовление ступенчатых валов на автоматических линиях

Автоматические линии (АЛ) целесообразно применять не только в массовом, но и в крупносерийном производстве (переналаживаемые АЛ).

Технологический процесс обработки вала на АЛ мод. МРЛ-13 следующий [1]:

- заготовка - поковка, полученная ротационной ковкой;

- фрезерование торцев и зацентровка;

- черновая  обработка наружных цилиндрических поверхностей с автоматическим поворотом на 180°. Обработка производится на двух гидрокопировальных станках мод. 1722;

-  чистовая обработка наружных поверхностей на двух  гидрокопировальных станках мод. 1722 с автоматическим поворотом на 180°;

- подрезка торцев ступеней и прорезка канавок на гидрокопировальном станке мод. 1722.

Дальнейшая обработка производится вне  автоматической линии по типовому маршруту.

4.  ИЗГОТОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ КЛАССА

5.  "ПОЛЫЕ ЦИЛИНДРЫ"