Ø Галопирующая инфляция – чревата своей непредсказуемостью и неожиданностью à Она обесценивает цены на рынке, как информационный сигнал,
Ø а значит и не способствует рациональному размещению(перераспределению) ресурсов.
Ø Она неожиданно обесценивает прибыль, амортизационные отчисления(покупательная способность сокращается и того и другого)
Ø фирмы переходят на «короткие сделки», поскольку долгосрочное инвестирование становится неэффективным – эффект «стоптанных башмаков» - когда эк.субъекты пытаются пристроить свои сбережения
Ø
Гиперинфляция – имеет самые глубокие социально-экономические негатвиные последствия:
v Она напрочь обесценивает денежную единицу à
v Экономика начинает переходить на самую неэффективную форму обмена à бартер (когда не деньги нужны, а товары, когда не могут работать денежно-кредитные институты(банки). ).
По экономическим субъектам:
От инфляции в первую очередь страдают экономические субъекты с фиксированными доходами(держатели полисов/облигаций, пенсионеры, студенты, служащие). Естественно страдают кредиторы, не обговорим темп инфляции в договоре. Инфляцию выгодно занимать, чтобы отдавать обесцен. Деньгами.
Проигрывает от инфляции, больше всего, средний класс – потому, что богатые защищаются от инфляции вложениями в антиинфляционными товарами(нумизматика), бедных плохо или хорошо защищает государство(индексируя товары).
Государство выигрывает и проигрывает от инфляции:
1. Выигрывает потому, что государство всегда самый большой должник и гос.долг в условиях инфляции обесценивается à ему выгодны определённые темпы инфляции
2. Проигрывает как «получатель налоговых поступлений» - эффект Танзи-Оливера(показал связь инфляции и налоговых поступлений). Так же проигрывают фирмы, для которых темп роста уровня цен на рынках ресурсов оказался выше, чем темп роста цен на их продукцию.
В условиях гиперинфляции возникает «эффект меню» - когда очень быстро меняются ценники, а следовательно устаревают каталоги (когда люди содились обедать по 1 ценам, а расплачивались по другим). Несправедливость в перераспределении доходов – т.к доходы растут номинально под влиянием инфляции, а налоги то на них увеличиваются.
Антиинфляционная политика
Суть:
1. Стабилизировать рост уровня цен в экономике
2. Побороть социально-экономические последствия(уменьшить их негатив)
Различают:
А. пассивную(адаптационная) А.П. – предполагает приспособление к инфляции за счёт:
v Индексации доходов
v Фиксировании ставки %
v Установления со стороны государства «предельного роста»(тарифов, цен) на отдельных рынках – установление определённых границ роста цен/тарифов
Не может быть длительной, поскольку есть опасность на базе этой политики возникновения «фактора ожидания», тем более, что когда государство пытается фиксировать цены – инфляция «загоняется вглубь» - становится подавленной и может в определённый момент вырваться наружу(как джин из бутылки)
Б. Активная(ликвидационная) А.П. – предполагает борьбу с причинами инфляции – термин «ликвидационная А.П.» не означает, что её цель уничтожение инфляции на 100%, поскольку сделать это практически невозможно потому, что инфляционный механизм вписан органично в рыночную экономику. В противном случае пришлось бы убрать из экономики:
1. внешние шоки
2. всех экономических субъектов (фирмы, проф.союзы, государство) – которые в той или иной мере генерируют эту инфляцию всегда
Задача – перевести инфляцию в «умеренное русло»(10% max).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.