Системы национальных счетов на базе ВВП. Макроэкономическое равновесие. Потребительские расходы как компонент совокупного спроса, страница 7

Ø  Галопирующая инфляция – чревата своей непредсказуемостью и неожиданностью à Она обесценивает цены на рынке, как информационный сигнал,

Ø   а значит и не способствует рациональному размещению(перераспределению) ресурсов.

Ø  Она неожиданно обесценивает прибыль, амортизационные отчисления(покупательная способность сокращается и того и другого)

Ø  фирмы переходят на «короткие сделки», поскольку долгосрочное инвестирование становится неэффективным – эффект «стоптанных башмаков» - когда эк.субъекты пытаются пристроить свои сбережения

Ø   

Гиперинфляция – имеет самые глубокие социально-экономические негатвиные последствия:

v Она напрочь обесценивает денежную единицу à

v Экономика начинает переходить на самую неэффективную форму обмена à бартер (когда не деньги нужны, а товары, когда не могут работать денежно-кредитные институты(банки). ).

По экономическим субъектам:

От инфляции в первую очередь страдают экономические субъекты с фиксированными доходами(держатели полисов/облигаций, пенсионеры, студенты, служащие). Естественно страдают кредиторы, не обговорим темп инфляции в договоре. Инфляцию выгодно занимать, чтобы отдавать обесцен. Деньгами.

Проигрывает от инфляции, больше всего, средний класс – потому, что богатые защищаются от инфляции вложениями в антиинфляционными товарами(нумизматика), бедных плохо или хорошо защищает государство(индексируя товары).

Государство выигрывает и проигрывает от инфляции:

1.  Выигрывает потому,  что государство всегда самый большой должник и гос.долг в условиях инфляции обесценивается à ему выгодны определённые темпы инфляции

2.  Проигрывает как «получатель налоговых поступлений» - эффект Танзи-Оливера(показал связь инфляции и налоговых поступлений). Так же проигрывают фирмы, для которых темп роста уровня цен на рынках ресурсов оказался выше, чем темп роста цен на их продукцию.

В условиях гиперинфляции возникает «эффект меню» - когда очень быстро меняются ценники, а следовательно устаревают каталоги (когда люди содились обедать по 1 ценам, а расплачивались по другим). Несправедливость в перераспределении доходов – т.к доходы растут номинально под влиянием инфляции, а налоги то на них увеличиваются.

Антиинфляционная политика

Суть:

1.  Стабилизировать рост уровня цен в экономике

2.  Побороть социально-экономические последствия(уменьшить их негатив)

Различают:

А. пассивную(адаптационная) А.П. – предполагает приспособление к инфляции за счёт:

v  Индексации доходов

v  Фиксировании ставки %

v  Установления со стороны государства «предельного роста»(тарифов, цен) на отдельных рынках – установление определённых границ роста цен/тарифов

Не может быть длительной, поскольку есть опасность на базе этой политики возникновения «фактора ожидания», тем более, что когда государство пытается фиксировать цены – инфляция «загоняется вглубь» - становится подавленной и может в определённый момент вырваться наружу(как джин из бутылки)

Б. Активная(ликвидационная) А.П. – предполагает борьбу с причинами инфляции – термин «ликвидационная А.П.» не означает, что её цель уничтожение инфляции на 100%, поскольку сделать это практически невозможно потому, что инфляционный механизм вписан органично в рыночную экономику. В противном случае пришлось бы убрать из экономики:

1. внешние шоки

2. всех экономических субъектов (фирмы, проф.союзы, государство) – которые в той или иной мере генерируют эту инфляцию всегда

Задача – перевести инфляцию в «умеренное русло»(10%  max).