Системы национальных счетов на базе ВВП. Макроэкономическое равновесие. Потребительские расходы как компонент совокупного спроса, страница 18

Бюджет является «слепком» той экономической системы, которую он отражает, в чатсности в развитых странах с рыночной экономикой, среди налогов в доходной части  - приоритет отдается прямым налогам. Это свидетельствует о том, что

  1. Государство уверенно в сборе налогов
  2. Экономика достаточно эффективна, даёт посредством производства большие прибыли

Как правило в административных экономиках в доходной части бюджета в области налогов приоритет имеют косвенные налоги, которые тоже являются свидетельством того, что

  1. Экономика низко(недостаточно) эффективна
  2. Государство не уверено в сборе прямых налогов

В расходной части бюджета в странах развитой рыночной экономики приоритетное значение получает статья расходов, связанная с социальным развитием. Это является свидетельством того, что

  1. Государство не обременено содержанием всех отраслей производств – поэтому у него достаточно средств для финансирования социальной сферы

Соответственно в административных экономиках, где государство финансирует ВСЁ и ВСЯ, поскольку он единственный собственник он обязан это делать,. Следовательно у него не хватает на социальную сфера – «социальная сфера финансируется по остаточному принципу»

Бюджетный дефицит и способы его покрытия

В состоянии Бюджета можно отметить 3 варианта

1.  Когда Бюджетные доходы > Бюджетных расходов à возникает профицит бюджета (возникают бюджетные излишки)

2.  Когда Бюджетные доходы < Бюджетных расходов à возникает дефицит бюджета

3.  Когда Бюджетные дохожы = Бюджетным расходов à возникает сбалансированный бюджет

В экономической теории существовало 3 основных подхода к оценке состояния бюджета.

a.  Концепция сбалансированного бюджета – она существовала до 1/3 XX века, когда

a.  Бюджеты были достаточно просты

b.  Государство минимально вмешивалось в экономику

b.  Концепция циклического бюджетаона существовала с 30-ых гг. XX века до 60-ых, когда

a.  Бюджет не надо было балансировать ежегодно, достаточно его балансировать в рамках экономического цикла

b.  Тогда те доходы, которые будут получены во время экономического подъема позволят профинансировать расходы во время экономического спада.

Когда изменился экономический цикл и подъемы стали не столь длительными à то доходы, полученные во время подъема уже не позволяли профинансировать расходы во время спада.

c.  Концепция функционального бюджета – суть заключалась в том, что балансировать надо не сам бюджет, а саму экономику, а бюджет есть лишь средство(инструмент) для этого и возможен и вполне закономерен бюджетный дефицит, потому, что если Государство не будет расходовать во время экономического спада то экономика и не выйдет из состояния кризиса.

Следует различать несколько видов Бюджетного дефицита:

Ø  Фактический дефицит – который сложился

Ø  Структурный дефицит – тот дефицит, который возможен в условиях полной занятости ресурсов

Ø  Циклический дефицит – как разница между фактическим и структурным дефицитами.

Причины Бюджетного дефицита

1.  Плохая собираемость налогов

2.  Доля теневого капитала (который не платят налогов) – удельный вес

3.  Экономический спад (упали налоги – меньше стало)

4.  Неэффективные государственные расходы

5.  Чрезвычайные обстоятельства

6.  Долгосрочные государственные проекты, которые требуют расходов сегодня, с целью получения отдачи через несколько лет.

Тезис №1

Дефицит надо чем-то покрыватьà существуют в этой связи различные способы «покрытия» Бюджетного дефицита

1.  Эмиссионный способ

a.  Открытая эмиссия – когда бюджетный дефицит покрывается за счёт печатания денежных знаков – это вызывает «сеньораж» ( косвенный(инфляционный) налог, которым облагается всё население в результате денежной эмиссии, когда возникает разница между покупательной способностью денег ДО эмиссии и ПОСЛЕ эмиссии.)