Бюджет является «слепком» той экономической системы, которую он отражает, в чатсности в развитых странах с рыночной экономикой, среди налогов в доходной части - приоритет отдается прямым налогам. Это свидетельствует о том, что
Как правило в административных экономиках в доходной части бюджета в области налогов приоритет имеют косвенные налоги, которые тоже являются свидетельством того, что
В расходной части бюджета в странах развитой рыночной экономики приоритетное значение получает статья расходов, связанная с социальным развитием. Это является свидетельством того, что
Соответственно в административных экономиках, где государство финансирует ВСЁ и ВСЯ, поскольку он единственный собственник он обязан это делать,. Следовательно у него не хватает на социальную сфера – «социальная сфера финансируется по остаточному принципу»
Бюджетный дефицит и способы его покрытия
В состоянии Бюджета можно отметить 3 варианта
1. Когда Бюджетные доходы > Бюджетных расходов à возникает профицит бюджета (возникают бюджетные излишки)
2. Когда Бюджетные доходы < Бюджетных расходов à возникает дефицит бюджета
3. Когда Бюджетные дохожы = Бюджетным расходов à возникает сбалансированный бюджет
В экономической теории существовало 3 основных подхода к оценке состояния бюджета.
a. Концепция сбалансированного бюджета – она существовала до 1/3 XX века, когда
a. Бюджеты были достаточно просты
b. Государство минимально вмешивалось в экономику
b. Концепция циклического бюджета – она существовала с 30-ых гг. XX века до 60-ых, когда
a. Бюджет не надо было балансировать ежегодно, достаточно его балансировать в рамках экономического цикла
b. Тогда те доходы, которые будут получены во время экономического подъема позволят профинансировать расходы во время экономического спада.
Когда изменился экономический цикл и подъемы стали не столь длительными à то доходы, полученные во время подъема уже не позволяли профинансировать расходы во время спада.
c. Концепция функционального бюджета – суть заключалась в том, что балансировать надо не сам бюджет, а саму экономику, а бюджет есть лишь средство(инструмент) для этого и возможен и вполне закономерен бюджетный дефицит, потому, что если Государство не будет расходовать во время экономического спада то экономика и не выйдет из состояния кризиса.
Следует различать несколько видов Бюджетного дефицита:
Ø Фактический дефицит – который сложился
Ø Структурный дефицит – тот дефицит, который возможен в условиях полной занятости ресурсов
Ø Циклический дефицит – как разница между фактическим и структурным дефицитами.
Причины Бюджетного дефицита
1. Плохая собираемость налогов
2. Доля теневого капитала (который не платят налогов) – удельный вес
3. Экономический спад (упали налоги – меньше стало)
4. Неэффективные государственные расходы
5. Чрезвычайные обстоятельства
6. Долгосрочные государственные проекты, которые требуют расходов сегодня, с целью получения отдачи через несколько лет.
Тезис №1
Дефицит надо чем-то покрыватьà существуют в этой связи различные способы «покрытия» Бюджетного дефицита
1. Эмиссионный способ
a. Открытая эмиссия – когда бюджетный дефицит покрывается за счёт печатания денежных знаков – это вызывает «сеньораж» ( косвенный(инфляционный) налог, которым облагается всё население в результате денежной эмиссии, когда возникает разница между покупательной способностью денег ДО эмиссии и ПОСЛЕ эмиссии.)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.