Системы национальных счетов на базе ВВП. Макроэкономическое равновесие. Потребительские расходы как компонент совокупного спроса, страница 19

b.  Скрытая эмиссия –ситуация, когда государство не печатает деньги, но они всё равно больше появляются в экономике и ценность 1 денежной единицы падает. Это возникает в случае, если государство берёт кредиты у Центрального Банка и выполняет за счёт этих кредитов различного рода платежи(тому, кому должно государство) – эти проплаты проходят по счетам коммерческих банков, а они в свою очередь обладают свойством денежной мульипликации (умножением денег в экономике) и в итоге денег в экономике становится больше.

2.  Неэмиссионный способ – государство в целях погашения Бюджетного дефицита выпускает облигации, делает гос. Займ – которые приобретают (физические/юридические лица, коммерческие банки) – в результате денежную массу государство «изымает» из экономики (продает эти облигации) – а в итоге происходит удорожание денег на денежном рынке, которое выливается в рост ставки %, кредиты становятся дороже и фирмы меньше инвестируют à отсюда возникает «эффект вытеснения»  (своими манипуляциями государство «вытесняет» частный бизнес с рынка инвестиций).

Бюджетный дефицит имеет 2 количественных измерения

1.  Абсолютная величина Бюджетного дефицита – менее точная

2.  Уровень Бюджетного дефицита – измеряется в %, как отношения БД/ВВП * 100%

Достаточно нормальным является уровень Бюджетного (циклического) дефицита – 2-3% от ВВП.

Государственный долг

ГД – ничто иное, как накопленные Бюджетные дефицита за минусом Бюджетных излишков.

1.  Внутренний – долг своим гражданам, резидентам

2.  Внешний -

По сути они разные с точки зрения напряженности

1.  Его проще отдавать – только государству принадлежит функция установления и сбора налогов, государство может обратиться к займам и финансировать этот государственный внутренний долг создавая «финансовую пирамиду» - делать дополнительные траншы(выпуски) ценных государственных бумаг и рассчитываться с предыдущими заемщиками(инвесторами).

2.  Он не восприимчив к этим способам финансирования(не приемлет эти формы погашения долга), чтобы с ним рассчитаться – надо «поступиться» с частью национального богатсва. Кроме того, величина внешнего долга очень уязвима к динамике валютного курса. И если национальная денежная единица девольвируется(дешевеет), то внешний долг отдавать всё труднее.

Так же как и Бюджетный дефицит ГД имеет 2 измерения

1.  Абсолютную величину долга – его номинальное значение выраженное либо в национальных денежных единицах, либо в иностранной валюте

2.  Относительную Величину – уровень государственного долга, который является собой отношение ГД/ВВП*100%

ГД – непременный атрибут всех стран, главное не выходить за его пределы, в частности по внешнему долгу таким рубежом считается 60%  ВВП(уровень государственного внешнего долга)

У ГД есть «+» и « - »

«+» - если государство, за счёт долгов которое оно делает – финансирует  вложения в человека(в человеческий капитал), если финансирует инфрастурктуру или поддерживает отрасли, котоыре через определённое время будут способствовать росту налогооблагаемой базы, либо росту производительности труда, то такого рода ГД не страшен

«+» - те, кто покупает государственные облигации они имеют право на получение % дохода, и поэтому Государственные займы  1 из форм альтернативных вложений и возможности получения дохода.

Минусы гос долга: