Системы национальных счетов на базе ВВП. Макроэкономическое равновесие. Потребительские расходы как компонент совокупного спроса, страница 22

Этот период сопровождался большим бюджетным дефицитом, но начиная с 2000х годов, в связи с повышением цен на энергоресурсы, чётко обозначился профицит, которые составил в 2005г – 7,5 % ВВП.

В 2008 году – 6.5% и в связи с этим упали расходы по обслуживанию гос долга.

Лекция 20.04.2010.

В структуре внешнего долга обнаружилась интересная тенденция – если до 2000 года(до 1998г) ~82% внешнего долга приходилось на государство и только 18% на частный бизнес, который занимал за рубежом средства, то в настоящее время картина координально поменялась – государство имеет внешний долг на уровне ~14.5%, а соответственно 85.5% приходится на долги частных корпораций, которые брали дешёвые кредиты за рубежом и выпускали займы и вот по этим обязательствам они как и государство несут ответственность перед кредиторами, а поскольку во многих и финансовых(банки) и не финансовых корпорациях(газпром) более  50% акций принадлежит государство, то государство несёт ответственность вместе с этими компаниями за эти долги и  этот общий долг(государства и корпораций) составляют  более 43% золотовалютных резервов страны.

(из чего состоят золотовалютные резервы – каковы их структура)

В этой связи, раз такой большой общий долг, в систем современных антикризисных мер  на 1ом месте стоит

1.  Система поддержки – т.е гос-во выделяет  средства на погашение кредитов и облигационных займов за рубежом.

Кроме этого, в системе антикризисных мер значится

·  поддержка экспорта со стороны гос-ва

·  поддержка крупных инвестиционных проектов гос-ва

·  реализация жилищной программы для Россиян

Отсюда, на протяжении последующих лет (2010,2011,2012г.) будет расти задолжность государства(обнаружится рост задолжности гос-ва), как внутренних так и внешних заимствований.

Но при этом, во внутренних заимствованиях гос-во собирается сделать акцент на средние и долгосрочные займы – чтобы не ставить себя в «экстремальную» ситуацию с точки зрения выплат и быстрого погашения.

Поэтому, начиная с 2009 у нас обнаружился «дефицит бюджета» в размере – 8.9% от ВВП

В 2010 г планиурется – 7.5% от ВВП

В 2011 г планируется – 4.3%

В 2012 г планиурется – 3%

А общий долг составит  - 16.4% от ВВП – что увеличит затраты по обслуживанию гос. Долга, которые составят 6% от ВВП

Налоговая система далека от совершенства – «болевые точки»

1.  плохая собираемость налогов

2.  неэффективность «плоской шкалы подоходного налога» - когда «подоходный налог» не прогрессивный, а взимается по 1 ставке – 13% - отсюда следует, что нет возможности перераспределять доходы -- > отсутствие «встроенных стабилизаторов» которые работают на «прогрессивной шкале»

(Вопросы экономики) – журнал к прочтению для доп. Подготовки на семинары

Денежно-кредитная система и политика

1.  Природа денег и их функции в экономике

2.  Денежное обращение

3.  Денежная агрегатная масса

4.  Кредит и его функции в экономике

5.  Институты денежного рынка

a.  Центральный банк в экономике (особенности и функции)

b.  Коммерческие банки в экономике

c.  Другие институты на денежном рынке (страховые компании, пенсионные фонды, фонды взаимного кредитования, ПИФы(паевые инвестиционные фонды)

6.  Спрос и предложение на денежном рынке и его связь с рынком товаров

7.  Денежно-кредитная политика: её инструменты и эффективность

8.  Денежно-кредитная система России

Природа Денег и их функции в экономике

Деньги были созданы самим товарным обменом.

Уже при бартере 1 из товаров выполнял роль денег (1 сюртук = 1 топор) – он искал выражение своей ценности в этом товаре. В этой форме обмена не было ещё закрепленной роли эквивалента за каким-либо товаром – каждый товар попеременно выступал то в роли эквивалента, то в роли товара.

«Развернутая форма обмена» - когда появляется ряд эквивалентов на 1 товар.