Системы национальных счетов на базе ВВП. Макроэкономическое равновесие. Потребительские расходы как компонент совокупного спроса, страница 6

c.  Гиперинфляция – с минимальным годовым темпом роста уровня цен не менее 50% в месяц

d.   

Причины инфляции. Инфляция спроса и инфляция предложения

С т.з причин различают:

1.  Инфляцию спроса – дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, когда в макроэкономике образуется «денежный навес»(когда много денег бегает за малым количеством товара).

(график №1)

График - 3.png

Причины обуславливающие сдвиг кривой совокупного спроса право вверх:

Ø Генерируют инфляцию спроса в макроэкономике практически все экономические субъекты ( в первую очередь государство вынуждено поддерживать убыточные неэффективные производство)

Ø Государство вынуждено выплачивать трансферты.

Ø Государство финансирует военно-промышленный комплекс(ВПК) – иногда не в очень разумных размерах – который выбрасывает на рынок денежную массу и не выбрасывает на рынок товары(за исключением продажи оружия на экспорт – идёт оснащение собственной армии).

К. Маркс – “финансировать ВПК – всё равно что в воду расходовать свой капитал”

Ø  Государство финансирует долгосрочные проекты, с большим «ЛАГОМ»(времени) отдачи (финансируют сегодня, а отдача будет через определённое время)

Ø  Государство склонно брать на себя излишние программы, которые оно финансирует, дабы сохранить рабочие места гос.служащих, а иногда просто финансирует неразумные проекты.

Центральный банк -  тоже может выступать генераторов инфляции, если:

1.  Он проводит неэффективную денежно-кредитную политику и денежную миссию(выпуск лишних денег в обращении)

Проф.союзы  - тоже могут генерируют инфляцию, как институты рынка и могут породить инфляционную спираль – (если уровень цен в экономике растёт – проф.союзы, которые стоят на страже армии труда, они добиваются индексации з/п(т.е роста номинальной з/п à у фирм растут издержки, т.к по новому покупается рабочая сила à фирмы вынуждены повышать уровень цен à требует следующего витка индексации з/п à и по кругу(по витку) ---à выбрасывается денежная масса(растёт денежная масса) без относительности к росту производительности труда

Потребители, как экономические субъекты -  тоже творят инфляции, потому что они склонны к учёту фактора ожидания, под влиянием которого они начинают обнаруживать не функциональный спрос, а ажиотажных спрос.

Достаточно на рынке дефицита ~10%, чтобы потребители начали разворачивать этот ажиотажный спрос

График - 3.png

Инфляция спроса, под влиянием фактора ожидания начинает себя кормить(сама себя генерировать) – важно для эконом.политики – если не погасишь фактор ожидания – сложно справиться с инфляцией(потребителя же не уговоришь)

Инфляция предложения – дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, когда под влиянием определённых факторов возрастают издержки производства, производить становиться менее выгодно и поэтому кривая совокупного предложения сдвигается влево вверх.

(график №3)

Причины:

1.  Здесь имеют место монополии – которые по своей сути(занижают объемы и повышают уровень цен) – проводят инерцию уровня цен

2.  Здесь может иметь место непоследовательность административных регуляторов со стороны государства ( система выдачи лицензии, система отчетности, система контроля со стороны государства, система регистрации предприятий)

3.  Ожидание динамики(изменения) валютного курса, когда фирмы заранее начинают страховать себя за счёт повышения уровня цен

4.  Внешние шоки неожиданно дорожают, импорт – возникает так называемая импортируемая инфляци. В отличие от инфляции спроса, инфляция предложения сама себя ограничивает – т.к рост уровня цен на ресурсных рынках вызывает меньший спрос на ресурсных рынках, а это сдерживает рост всеобщего уровня цен.

В реальной действительности – и та и другая инфляция существуют вместе и переходят 1 в другую.

Умеренная инфляция – не причиняет особых тягот экономическим субъектам, потому что темп незначительный. Она даже оживляет экономику, поскольку «хоть и маленький процент(%), но всем хочется уйти»(побыстрее совершать сделки). Не требует особой антиинфляционной политики.