Системы национальных счетов на базе ВВП. Макроэкономическое равновесие. Потребительские расходы как компонент совокупного спроса, страница 17

Ø  Достаточности – все налоги в налоговой система должны быть соизмеримы с доходами, поэтому во всех развитых экономиках существует «необлагаемый минимум», который не облагается налогом, для того чтобы оставался «дискреционный доход» (доход за пределами расходов на Т и У первой необходимости)

Ø  Преимущественной  выгоды – тот, кто платит налоги имеет преимущества в пользовании тех программ, которые финансируются за счёт этих налогов

Ø  Эффективности -  налоговая система + факт того, что налоги не должны быть слишком дороги для общества и при этом должны побуждать к эффективности производственной деятельности и как бы «не забивать клин» между  продавцом и покупателем.

(график №1 – Кривая Лафера)

Причина – по мере роста налоговых ставок, растут издержки у производителей, которые теперь уже меньше производят, а следовательно и налогов поступает меньше. С ростом «налоговых ставок» часть производителей уходит в «теневое производство» и вообще не платят налогов. Размер оптимальной «налоговой ставки» устанавливается эмпирическим путём, в зависимости от:

1.  Развития самой экономики

2.  Ментальности экономических субъектов

Ø  Социальной справедливости – имеет разные уровни

o  Справедливость «по горизонтали» - означает, что равные доходы должны облагаться равными налогами

o  Справедливость «по вертикали» - не равные доходы облагаются не равными налогами

o  Справедливость между различными уровнями управления(распределение налогов) – каждый уровень управления должен иметь свою чёткую налогооблагаемую базу

o  Справедливость «между поколениями» - система налогов не должна вызывать противоречий между поколениями.

Все эти принципы налогообложения не безупречны и не могут исполнятся со 100% выходом.

Принцип справедливости  может приходить в противоречие с принципом эффективности.

Налоговая система никогда не может быть в неизменном состоянии и она периодически испытывает движение то в сторону социальной справедливости то в сторону эффективности. (как маятник)

Налоги выполняют :

1.  Фискальную функцию – т.е функцию создания казны для государственного управления и содержания

2.  Стимулирующую функцию – для её выполнения необходимо применение «налоговых льгот» и «метод ускоренной амортизации», которые позволяют выводить прибыль из налогообложения с целью стимулирования инноваций, развития депрессивных районов.

3.  Распределительную функцию – т.е происходит перераспределение доходов между богатыми и бедными, между различными  уровнями государственного управления, между поколениями.

4.  Воспитательную(социальную) функцию – т.е косвенные налоги включаются в цену «греховных товаров»

5.  Контрольную функцию – т.е с помощью налогов и налоговой системы осуществляется контроль над доходами.

Государственный Бюджет

Гос.расходы являются 2ыми по важности(после налогов) инструментом налогово-бюджетной политики. Отсюда необходимо знать сам Гос.бюджет, его устройства и последствия в макроэкономике, которые сопряжены с состоянием Гос. Бюджета.

Государственный бюджет – центральный финансовый план страны, который состоиз из 2 частей

  1. Доходов
  2. Расходов

Бюджетные доходы

Бюджетные расходы

  1. Налоги (прямые, косвенные)
  1. На национальную безопасность (28 – 30% )
  1. Отчисления (фондов соц. Страхования)
  1. Расходы на социальное развитие и тансферты
  1. Предпринимательская деятельность государства  (сдача доходов от аренды гос. Имущества; доходы на ценные бумаги, деведенты; % выплаты по облигациям)
  1. Поддержка государством отдельных производств (общественный транспорт, с/х, добыв. Промышленность)
  1. Доходы от внешне-экономической деятельности государства

        (в форме пошлин экспортных/импортных)

  1. Содержание государственного аппарата

Прочие доходы

  1. Обслуживание государственного долга
  1. «Гербовые» сборы – за регистрацию граждан, имущества
  1. Гос. Лотереи