Системы национальных счетов на базе ВВП. Макроэкономическое равновесие. Потребительские расходы как компонент совокупного спроса, страница 20

  • Если гос займ тратится на приобретение продовольствия, на поддержание убыточных и неэффективных производств, на содержание военного комплекса, то такого рода траты не вызывают роста налогооблагаемой базы в ЭК. Эк-ка попадает в беличье колесо, гос-во вынуждено снова занимать только для того, чтобы рассчитаться по прошлым займам и на развитие эк-ки ничего не остаётся.
  • Вызывает усиление неравенства в распределении дохода, это означает, что гос облигации покупают, как правило, высокодоходные слои населения. Бремя же выплат по %ым доходам ложится на всё население, это значит, что население платит больше налогов.
  • Гос займ порождает противоречия между территориями и поколениями. Это касается долгосрочных займов, т.е. занимают и расходуют этот займ сейчас, а его погашение наступает через 15-20-30 лет. Берут одни, а расплачиваются другие.
  • Гос займы вызывают эффект вытеснения частного бизнеса с рынка инвестиций.
  • Гос займ (внешний) требует потери части стоимости произведенного нац. продукта.
  • Снижается международный престиж страны, она получает ввиду понижения валютного курса, инвестиционного климата, меняет кредитный рейтинг страны, что вызывает особое отношение других стран.

В этой связи, важное значение имеет управление периодичностью выпуска займа, а также контроля над целевым использованием.

Если страна попадет в неприятную ситуацию с точки зрения не платежеспособности, то меры:

  • Рассчитаться за счёт золотовалютного резерва.
  • Рассчитаться со странами – кредиторами, предоставляя им часть имущества, земли для содержания военных баз, для отслеживании спутников, или отдать часть морской хоз. территории.
  • Попытаться договориться с кредиторами на предмет льгот по выплате долга, либо списания его вовсе.
  • Выкупить у правительства имеющиеся облигации как свидетельство долга и вложить их в другую страну, в качестве пая капитал предприятий страны – должника. Это позволит получать доходы кредитору, а страна - должник может в какой-то мере претендовать на получение кредита.
  • Кредиты международных организаций. Это международный валютный фонд, Банк реконструкции развития, Европейский банк реконструкции развития.

НБП и её эффективность.

НБП - Политика управления деловой активностью, за счёт налогов гос расходов и сальдо гос бюджета.

1.  Дискреционная политика. Проводимая гос-вом, правительством, на базе спец решений в области налогов, гос расходов и сальдо гос бюджета. 1) Экспансионистская. Проводится во время ЭК спада и цель этой политики стимулировать совокупный спрос. Она проводится за счёт таких инструментов как: увеличение гос расходов и снижение налогов. 2) Рестриктивная. Проводится во время подъемов и перегревов и реализуется с помощью следующих инструментов – уменьшение гос расходов и увеличение налогов. Цель – убрать лишние деньги из эк-ки и убавить инфляционный перегрев. Эти 2 основных инструмента применяются не произвольно, в частности, если гос-ву нужно быстро стимулировать совокупный спрос, то оно увеличивает гос расходы. Если же требуется долгосрочное воздействие на эк-ку, то гос снижает налоги. Чтобы стимулировать инвестиции. Если требуется убрать инфляционный навес, нужно сократить гос расходы. Если же нужно поддержать частный бизнес, то гос снижает налоги. Гос расходы обладают свойством разрушения рыночного механизма ценообразования, т.к. гос закупки для фирм – это работа на известный рынок, по заранее оговоренным ценам и работа без конкуренции. Налоги же сохраняют рыночный механизм и более того способны менять поведение ЭК субъектов. Гос расходы обладают эффектом мультипликации. Формула мультипликатора: mg=ВВП/G Налоги тоже обладают эффектом мультипликатором, но эффект мультипликации налогов меньшем, чем гос расходов. формула налогового мультипликатора: mt=MPC/MPS Мультипликатор сбалансированного бюджета – Гос расходы и налоги меняются на одну и ту же величину и в одном и том же направлении. Мультипликатор сбалансированного бюджета = 1