Системы национальных счетов на базе ВВП. Макроэкономическое равновесие. Потребительские расходы как компонент совокупного спроса, страница 21

2.  Недискреционная (автоматическая) политика. Предполагает воздействие на деловую активность с помощью встроенных автоматических стабилизаторов, в кач-ве последних выступают прогрессивные подоходные налоги и система соц. трансфертов. В период ЭК спада, когда доходы снижаются по прогрессивной шкале подоходного налога снимается меньше доходов в налоги, в то время как трансферты начинают расти. В итоге замедляется падение совокупного спроса, что и важно во время ЭК спада. Во время подъема, взимается больше налогов, в то время как трансферты сокращаются, падают. В итоге получаем снятие определенной части денежной массы, что и требовалось в условии перегрева. Эти встроенные автоматические стабилизаторы не уничтожают цикличность, не доводят эк-ку до уровня потенциально – возможного выпуска, они лишь сглаживают пики и подъемы и спад. И чем прогрессивнее шкала, тем больше встроенность этих стабилизаторов в Э.Ц. Благодаря этим автоматическим стабилизаторам, эк-ка держится на автопилоте.

Эффективность НБП. Зависит от тех принципов, на которых строится бюджет.

Принципы:

  • Принцип гласности бюджета. Все доходные и расходные статьи бюджета проходят неоднократные парламентские слушания и только потом принимают законодательную форму.
  • Принцип превентивности бюджета разных уровней, это значит, что бюджет должен приниматься загодя до начала ввода деловой активности.
  • Принцип самостоятельности бюджета всех уровней. Это значит, что каждый уровень бюджета должен иметь самостоятельные источники доходов. Ими являются либо точно закрепленные налоговые поступления, либо…
  • Принцип ответственности. Означает что каждый бюджет самостоятельно балансирует доходы и расходы и при этом имеет право на «секвестр» - урезание определенной части расходов.

Большое значение для НБП имеет межбюджетные отношения, т.е. распределение правомочий в области доходов и расходов каждого уровня бюджетов.

Экспансионистская НБП – проинфляционная, поэтому она предполагает всегда совместную антиинфляционную  денежно-кредитную политику. Главное следствие – формирование устойчивого бюджетного дефицита и отсюда различные формы его финансирования, которые имеют много негативных черт.

Рестрективная НБП предполагает, что её эффективность будет тем выше, чем более умело гос-во распорядится бюджетными излишками. Гос-во не должно выбрасывать вновь в эк-ку, а должно заморозить эту аккумулированную денежную массу.

В целом НБП обладает такими чертами как:

  • Медленное воздействие на эк-ку в силу большого временного ЛАГА (от осознания проблемы, до принятия решений о введении того или иного инструмента).
  • Политизированность. Принятие статей бюджета осуществляется в рамках борьбы политических партий и предполагает достаточно большое влияние лоббирования.
  • НБП является недостаточно точной. Поскольку трудно ввести инструмент в нужное время на нужной стадии циклического развития.
  • НБП присущ эффект вытеснения.

НБП России. Внутренние и внешние задолженности.

Россия в начале 90-х стала преемницей долгов.  Сколько были должны мы, столько и нам были должны. Но поскольку страны брали чаще всего не под ЭК мотивы, а под политические, то им давали кредиты, возврат которых практически не возможен.

С 90-х Россия имела собственную задолженность как внутреннюю, так и внешнюю. Самый большой долг был перед Парижским и Лондонским клубами.

В 98 году долг России составлял 150% ВВП, из которого внешний долг составлял 90%

Внутренний долг формировался за счёт выпуска и размещения ГКО (Гос краткосрочные облигации). Это очень сильно напрягало бюджет. С одной стороны правительство привлекало большие средства, а с другой стороны оно обязано было с такой же регулярностью погашать эти задолженности и ещё выплачивать проценты.

Реальная эк-ка стагнировала и не давала возможность выплачивать высокую доходность, гос-во отказалось от этой финансовой пирамиды, объявив дефолт.