Ответы на экзаменационные вопросы № 1-45 по дисциплине «Специальные главы химической технологии переработки нефти и газа» (Способы очистки топливных фракций. Производство товарных масел), страница 32

Для отделения воды котельные топлива обычно подогревают до !00—140 °С с последующим отстаиванием. Эффективным методом разрушения водных эмульсий в топливе является применение деэмульгаторов. Для котельных топлив в качестве деэмульгаторов используют органические жирные кислоты, некоторые производные фенолов (продукты ОП-7 и ОП-10), натриевые соли сульфокислот (щелочные отходы кислотно-щелочной очистки масел).

45. Производство товарных масел.

Товарные масла получают смешением базовых дистиллятных масел друг с другом или с остаточными компонентами. Высококач. товарные масла производят с использованием присадок разного функционального назначения. В зав-ти от требований к качеству товарных масел используют 2 способа приготовления. 1 способ - периодическое частичное смешивание (послед. закачка базовых масел в резервуар насосом до получения однород.продуктам, затем добавляют присадки). 2 способ – непрерывное смешивание в трубопроводе (все компоненты попадают в заданном соотн-нии в трубопровод и в любое время в смесительном коллекторе получают товарное масло требуемого качества).

Моторные масла – предназ-ны для смазки двигателя внутреннего сгорания. Их получают смешение базовых масел селективной очистки с добавлением присадок.

Масла для газотурбинных двигателей – исп-ся для смазки подшипников турбины, компрессора и вспомогательных механизмов. Масла работают при тем-ре 140-180 0С в контакте с разл. Металлами и быстро окисляется. Их готовят на основе базовых нефтяных масел высокой очистки узкого фракционного состава после глубокой депарафинизации. В качестве присадок используют полимерные противоизносные и антиокислительные присадки.

Индустриальные масла – предназначен для смазки машин и механизмов разл. промыш. оборудования. Выпускают их как с присадками, так и без них. Основным критерием подбора масел явл-ся их вязкость (легкие, средние, тяжелые).

Трансмиссионные масла – предназначены для смазки зубчатых передач различных типов при работе в условиях жесткого трения и широком интервале температур:
(-50)-160 0С. Их получают смешением экстрактов от фенольной очистки деасфальтизатов или остаточных масел с дистилляционными маслами.

Турбинные масла – используют для смазки и охлаждения подшипников разл. турбоагрегатов (гидротурбины, гидронасосы, компрессоры и т.д.). Для их приготовления используют базовые дистиллятные или остаточные масла глубокой очистки, отличающиеся выс. индексом вязкости, Твспыш и низкой Тзастыв.

Компрессорные масла – предназначены для смазки цилиндров и клапанов компрессоров, а также для герметизации камер сжатия. Произ-ся разл. компрессорные масла для обычных условий (без присадок) и тяжелых условий работы (с присадками).

Электроизоляционные масла – (трансформаторные, кабельные, конденсаторные) предназначены для изоляции токонесущих частей оборудования, гашения электродуги в выключателях и отвода тепла. Для приготовления масел предпочтительны нафтенопарафинового состава базовые масла.

Гидравлические масла – служат рабочей жидкостью для передачи энергии в гидравлической системе. Их готовят из высоочищ. нефтяных фракций с индексом не менее 85 из малосернистых нефтей.

Консервационные масла – предназначены для консервации наружных и внутренних поверхностей машин и механизмов и защиты их от атмосферной и электрохимической коррозии. Их готовят из разных по составу нефтяных масел с добавлением парафина, петролатума, алюминиевого мыла и т.д.

Приборные масла – предназначены для смазки различных приборов и аппаратов, отличающиеся высокой степенью очистки и хорошими низкотемпературными св-ми.

Технологические масла – исп-ся при производстве материалов и продуктов (закалочные, абсорбционные, текстильные и т.д.)