Ответы на экзаменационные вопросы № 1-45 по дисциплине «Специальные главы химической технологии переработки нефти и газа» (Способы очистки топливных фракций. Производство товарных масел), страница 30


43. Топлива для дизельных  и газотурбинных двигателей.

Все дизельные двигатели по требованиям к качеству топлив делят на быстроходные (свыше 1 ООО об\мин) и тихоходные. Для быстроходных дизелей используют топлива более легкие, для тихоходных - более тяжелые. В качестве топлив для быстроходных дизелей (ДЗ, ДЛ и ДС) применяют фракции 180-360 °С прямой перегонки. В топлива ЗиЛ разрешено добавлять не более 20% газойля каталитического крекинга. Продукты термического крекинга, коксования, термоконтактного крекинга и других термических процессов использовать в качестве компонентов топлив для быстроходных дизелей не разрешается без дополнительного облагораживания. Цетановое число дизельных топлив должно быть оптимальным. При низком цетановом числе топлива двигатель работает жестко, т. е резко увеличивается скорость нарастания давления в камерах сгорания, возрастает износ трущихся деталей. Цетановое число дизельных топлив зависит от их углеводородного состава: чем больше в топливе парафиновых углеводородов, тем выше его цетановое число; чем больше ароматических углеводородов, тем оно ниже. Цетановое число зависит также от фракционного состава топлива. Одним из основных показателей качества дизельных топлив является общее содержание серы. Дизельные фракции прямой перегонки из советских сернистых нефтей содержат 0,7—1,3% серы В соответствии с требованиями содержание серы в товарных топливах должно быть не более 0,2—0,5%. Используя процессы гидроочистки, удается полностью удовлетворить требования потребителей. Без применения гидроочистки в топливе может содержаться до 1 % серы.

В топливах после гидроочистки меркаптановая сера отсутствует. При некачественной промывке в топливе после гидроочистки может оставаться некоторое количество сероводорода. Прежде чем отправлять такое топливо в товарный парк, необходимо подвергнуть его щелочной промывке, а затем — особенно тщательно водной промывке для удаления мыл нафтеновых кислот.

В процессе гидроочистки из топлив удаляются почти все поверхностно-активные соединения. Они способны образовывать очень тонкую пленку на поверхности металла н тем самым предотвращать коррозию при попадании в топливо воды.

Нефтеперерабатывающая промышленность выпускает два сорта (ДТ и ДМ) тяжелых высоковязких топлив для среднеоборотных и малооборотных дизелей. Эти топлива отличаются по вязкости, коксуемости я температуре застывания, что видно из следующих данных: Топливо ДТ предназначено для дизелей, не оборудованных системой подготовки топлива

Топливо ДМ можно попользовать только в двигателях, имеющих систему подготовки топлива. Для лучшего прокачивания по трубопроводам к форсункам и распиливания топливо ДМ подогревают до 60—65 °С. Топлива ДТ и ДМ готовят на базе остаточных продуктов — мазутов, крекинг-мазутов, полугудронов и гудронов. В необходимых случаях для снижения вязкости в товарные топлива добавляют более легкие продукты: соляровый дистиллят прямой перегонки, каталитический газойль, продукты замедленного коксования, термического крекинга и т. д.

Газотурбинные двигатели используют в качестве энергетических установок на морских и речных судах, железнодорожных локомотивах, газо- и нефтеперекачивающих насосных станциях, электростанциях и т. д. Главным достоинством этих двигателей является возможность получения большой мощности в одном агрегате, так как эти двигатели имеют малые габариты и малый вес на единицу мощности.