2) Алкилирование фенола хлорфенолом
3) образование дисульфида из алкилфенола
4)омыление дисульфида гидроокисью бария с образованием бариевой соли дисульфида.
Сульфирование нефтяных фракций применяют производстве сульфонатных присадок, представляют собой сульфонаты Са и ли Ва (СК-3 и СБ-3). Сульфирование проводят при пропускании S03 через нефтяную фракцию. Фосфорилирование органических соединений алкилфенолов, спиртов и других соединений с помощью PS5 используют при производстве присадок ДФ-11, НП-360, ЭФО и т.д. Качество товарных присадок оценивают по комплексу методов включая определенные физико-химические свойства (вязкость, зольность, щелочность, содержание Me и мех. примесей, и испытание масел на стендах и в условиях эксплуатации. Сырьем для производства присадки ДФ-11 является изобутиловый и изоактиловые спирты, пятисернистый фосфор, Р2О5, окись цинка, маловязкое нефтяное масло. Синтез ДФ-11 насчитывает следующие стадии: 1) взаимодействие спиртов с пятисернистым фосфором, 2) нейтрализует диалкилдитиофосфорных кислот окисью цинка, 3) отделение механических примесей, 4) отгон растворителя.
41. Приготовление товарных топлив. Автомобильные и авиационные бензины.
Товарные бензины получают смешением (компаундированием) бензиновых фракций, получаемых различными процессами переработки нефти.
В настоящее время на отечественных нефтеперерабатывающих заводах производят автомобильные бензины марок А-66, А-72, А-76, АИ-93 н АИ-98. Кроме того, по специальным техническим условиям в небольшом количестве производят бензин «Экстра», который иногда обозначают как АИ-95. Такое обилие марок товарных бензинов связано с разнообразием требований двигателей автомобилей, находящихся в эксплуатации.
Современные бензины готовят смешением компонентов, полученных путем прямой перегонки, термического крекинга, каталитического крекинга и риформинга, коксования, гидрокрекинга, алкилирования, полимеризации, изомеризации и других процессов переработки нефти и газа. Чаще всего соотношение компонентов в товарных бензинах определяется их детонационной стойкостью, иногда требованиями к фракционному составу, содержанию серы, химической стабильности и т. д.
В бензинах прямой перегонки нефти, как правило, содержится много слаборазветвленных парафиновых углеводородов с низкой детонационной стойкостью, т. е. с небольшим октановым числом. Лишь из некоторых «отборных» нефтей можно получить бензины прямой перегонки с октановым числом около 70. С понижением температуры конца кипения бензинов прямой перегонки, их детонационная стойкость повышается. В бензинах термического крекинга велико содержание непредельных углеводородов, детонационная стойкость которых выше, чем нормальных парафиновых, поэтому октановое число бензинов термического крекинга обычно больше, чем бензинов прямой перегонки из тех же нефтей. Бензины каталитического крекинга имеют более высокую детонационную стойкость, чем бензины термического крекинга, главным образом благодаря увеличенному содержанию в них ароматических и парафиновых углеводородов изостроения. Бензины риформинга имеют высокое октановое число главным образом из-за большого содержания ароматических углеводородов (до 70%). В качестве компонента товарных бензинов используют как бензины риформинга целиком, так и их отдельные фракции, остающиеся после извлечения из платформата индивидуальных ароматических углеводородов. Для повышения детонационной стойкости товарных бензинов используют и специально приготовленные высокооктановые компоненты: Детонационная стойкость смеси различных компонентов бензинов не всегда подчиняется закону аддитивности. Эту особенность следует учитывать, особенно при смешении базовых бензинов с ароматическими углеводородами. В настоящее время при получении товарных бензинов различных марок на отечественных заводах наиболее часто применяют следующие рецептуры. Бензин А-66 готовят компаундированием в основном двух компонентов — бензинов прямой перегонки и термического крекинга. На некоторых заводах в небольшом количестве добавляют компоненты, полученные каталитическими процессами. Бензин А-72 готовят с вовлечением большего количества компонентов каталитических процессов, в основном каталитического крекинга и платформинга обычного режима. Бензин А-76 является, по существу, бензином А-72 с добавлением этиловой жидкости. При получении бензина А-76 в неэтилированном виде состав его изменяют: несколько увеличивают долю компонентов каталитических процессов, иногда используют бензин платформинга жесткого режима либо его фракции. Бензин АИ-93 получают на базе бензина платформинга жесткого режима и добавляют небольшое количество узких фракции бензинов прямой перегонки, продуктов алкилирования и изомеризации. Бензин АИ-98 можно производить, добавляя этиловую жидкость в неэтилированный бензин АИ-93. В неэтилированном виде бензин АИ-98 получать очень трудно, так как требуется большое количество алкилата, изомеризата и других высокооктановых компонентой. По фракционному составу и давлению насыщенных паров все автомобильные бензины делят на летние и зимние. Кислотность всех компонентов автомобильных бензинов обычно бывает не выше 0,1—0,3 мг КОИ/100 мл, т. е. намного ниже нормы, установленной для товарных бензинов (не более 3 мг КОН/100 мл). При хранении кислотность бензинов несколько увеличивается, однако даже после длительного хранения она, как правило, не достигает предельных значений. Кислотность товарных бензинов резко возрастает при введении кислых антиокислительных присадок (например, древесно-смоляного антиокислителя). Для достижения требуемого индукционного периода товарных бензинов компоненты термического и каталитического крекинга стабилизируют антиокислительными присадками. Введение антиакислительных присадок в бензины позволяет продлить время их возможного хранения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.