В практике обучения офицеров штабов частей получили распространение такие формы обучения как лекции, семинары, практические занятия, просмотр, военно-штабные игры. Большое значение имеет самостоятельное изучение офицерами руководящих документов по организации воинских перевозок.
С офицерами подразделений учебной группы №2 рекомендуется, кроме того, такие формы и методы обучения, как инструкторско-методические и показные занятия.
Главным в содержании занятий с командирами подразделений является обучение их организации погрузки (перегрузки), выгрузки воинских эшелонов.
Цель занятий – умелое руководство своими подчинёнными на всех этапах перевозки, привитие командирам методических навыков в подготовке и проведении занятий с личным составом по обучению войск перевозкам.
Тематика лекций для каждой учебной группы может быть разная:
- для группы №1 – “Организация перевозки части ж.д. транспортом”
- для группы №2 – “Перевозка подразделений ж.д. транспортом”;
“Правила погрузки военной техники (боевой, специальной и транспортной) имущества на ж.д. подвижной состав”.
Такие формы проведения занятий как “Штабные тренировки” проводятся руководителями учебных групп. В ходе занятий могут отрабатываться следующие вопросы:
- расчёт части на перевозку ж.д. транспортом;
- управление частями (подразделениями) в ходе перевозки;
- работа штаба при подготовке к перевозке части ж.д. транспортом.
“Командно штабные игры” (КШИ) – это наиболее эффективная форма обучения офицеров штаба части. При этом целесообразно на КШИ участие офицеров ВОСО. В результате обучения командиры подразделений должны освоить теоретически:
- организацию воинского эшелона;
- обязанности должностных лиц и суточного наряда, общие обязанности военнослужащих при перевозке;
- уметь самостоятельно руководить размещением, креплением и маскировкой военной техники;
- знать состав погрузочно-выгрузочных команд, их задачу и нормы погрузки техники на подвижной состав;
- технику безопасности при погрузке, выгрузке и в пути следования;
- порядок оформления транспортных документов.
К чтению лекций в масштабе гарнизона привлекаются офицеры ВОСО (“З”, “Пом.З”), в воинской части (“ЗКУ”, “зам. ЗКУ”). К проведению инструкторско-методических и показательных тактико-строевых занятий с офицерами подразделений в масштабе гарнизона привлекаются “Пом.З”, “ЗКУ”, “Зам. ЗКУ”.
Основной формой обучения подразделений перевозкам являются тактико-строевые занятия – “ТСЗ”. Им должны предшествовать занятия в классе, просмотр кинофильмов, учебно-тренировочные занятия (вождение машин и тренировки на макетах транспортных средств на учебных полях).
На занятиях в классе личный состав быть ознакомлен с организацией эшелона, обязанностями должностных лиц, суточного наряда эшелона, общими обязанностями военнослужащих при перевозке ж.д. транспортом, правилами погрузки, размещения, крепления и выгрузки техники на ж.д. подвижной состав, с погрузочно-выгрузочными устройствами и приспособлениями, съёмным воинским оборудованием вагонов и т.д.
“ТСЗ” должны быть организованы так, чтобы после их проведения личный состав приобрёл необходимые практические навыки в посадке (высадке) и в погрузке (выгрузке) техники на транспортные средства в различных условиях и в различной обстановке.
Занятия проводятся на подъездном ж.д. пути части (учебном поле) или на подготовленном погрузочно-выгрузочном месте на ж.д. станции. Для проведения занятия по заявке “ЗКУ” железной дорогой предоставляются бесплатно необходимые транспортные средства до 10 единиц, погрузочно-выгрузочные устройства, приспособления и материалы. На ТСЗ выводится весь личный состав батальона (эшелона) и все образцы военной техники.
За 5 – 6 суток до начала ТСЗ представитель части обязан уточнить порядок проведения с “ЗКУ” и подать заявку на предоставление подвижного состава.
За 2 – 3 суток до дня проведения занятия командир части утверждает план проведения ТСЗ и проводит инструктаж командиров подразделений по основам погрузки и техники безопасности.
Инструктаж командир проводит по схеме погрузочно-выгрузочного места. На схеме целесообразно показать:
- маршруты движения ротных колонн в район ожидания;
- расположение погрузочно-выгрузочных мест, их оборудование;
После инструктажа командиры рот проводят инструктаж сержантского состава.
При проведении ТСЗ целесообразно организовать три учебных места:
- учебное место №1 – подъездной путь или крайний путь станции с постоянными или временными ПВУ. Сюда подаётся подвижной состав (например 3 пл, 2 кх, 1 пв. Здесь отрабатываются вопросы заезда, размещения и крепления на платформах и в полувагонах, расположение и оборудование походных (очажных) кухонь в крытом вагоне.
- учебное место №2 – подаётся 1 – 2 оборудованных людских вагона для отработки посадки личного состава, размещения оружия.
- учебное место №3 – здесь изучается по плакатам и схемам обязанности должностных лиц эшелона.
Общее руководство подготовкой и проведением ТСЗ осуществляет командир батальона, а на отдельных учебных местах – командиры рот и взводов. В ходе проведения ТСЗ – все подразделения последовательно переходят с одного места на другое.
Задача офицеров органов ВОСО – обеспечить погрузочно-выгрузочные места, подачу и расстановку подвижного состава по учебным местам, в необходимом количестве крепёжный материал, приспособления, инвентарь и готовность специальных устройств.
[1] В дальнейшем для сокращения “военные гусеничные машины” обозначены ВГМ.
[2] База платформы – расстояние между шкворнями тележек (9,7 м).
[3] Постовая ведомость – это документ, где начальник караула расписывает смены караульных по всем постам в эшелоне, время смены и заступления на посты. В постовой ведомости записываются результаты проверки караулов проверяющими и допуск лиц при вскрытии охраняемых объектов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.