| Классификация | Факторы риска | 
| экзогенные | Ø вид препарата (его химическая структура); Ø частота, длительность, комбинации при применении (при одновременном применении риск геометрически возрастает); Ø пути введения (самым безопасным является ПО, самым опасным – ПР); Ø профессия пациента (у медицинских работников риск аллергических заболеваний на антибиотики намного выше из-за наличия сенсибилизации к препаратам). | 
| эндогенные | ð неблагополучная аллергологическая наследственность; ð особенности течения заболевания; ð функциональное состояние печени и почек; сопутствующая патология (заболевание легких, ЛОР и других органов, ожирение, при инфекционном мононуклеозе неаллергическая сыпь на ампициллин, при герпесе – на салицилаты, микоз стоп и др.); ð возраст больного (у пожилых больных изменяется фармакокинетика препарата) | 
| Тип побочной реакции | Примечание | 
| При нарушении правил применения | Ü неправильная техника применения; Ü взаимодействие лекарств между собой или продуктами питания. ð нарушение абсорбции (например, тетрациклин образует комплексы с ионами железа, кальция, в связи с чем его абсорбция из кишечника уменьшается); ð изменение метаболизма (рифампицин индуцирует ферменты печени, метаболизирующие препараты, что может быть причиной неэффективности ПО принимаемых контрацептивов; метронидазол, цефамандол и латамоксеф подавляют метаболизм алкоголя, вызывая дисульфирамподобную реакцию); ð нарушение элиминации (например, пробеницид успешно конкурирует с пенициллином за почечный канальцевый механизм транспорта анионов, что приводит к задержке выведения пенициллина); ð воздействие на внутренние органы (например, гентамицин и фуросемид в больших дозах ↑ риск понижения слуха, некоторые цефалоспорины могут оказаться нефротоксичными только при совместном использовании с диуретиками) | 
| Изменение специфической реактивности организма | n лекарственная аллергия w профессиональная (первичная); w вторичная как осложнение лечения ü наиболее часто встречаются; изучить аннотацию препарата до применения и выяснить анамнез у пациента; n псевдоаллергические реакции; n фотосенсибилизация; n иммунодефицитные состояния | 
| Фармакодинамические | Ø нежелательное фармакологическое действие; Ø фармакологическое взаимодействие и несовместимость | 
| Токсические | v ферментативная недостаточность v обусловленные абсолютной или относительной передозировкой препарата и часто связаны с основным действием, например, подавлением синтеза белка не только у бактерий, но и в клетках макроорганизма;  токсическое действие в этом случае должно быть намного ниже, чем основное;  токсичность чаще проявляется при сочетании нескольких факторов риска. v характеризуются избирательностью (у каждого препарата своя мишень), индивидуальными клиническими проявлениями антибиотиков, доза- и времязависимостью, большей вероятностью повреждения измененного патологически органа. | 
| Стойкие модуляции обменных процессов | ð лекарственная устойчивость; ð лекарственная зависимость при применении антибиотиков может встречаться в виде синдрома отмены. | 
| Канцерогенное действие | могут обладать сами препараты или их метаболиты (например, метронидазол) | 
| Мутагенное действие | у беременных женщин тератогенное или эмбриотоксическое | 
| Инфекционной природы | ä Реакции бактериолиза (Джариша-Герксгеймера) и бактериального токсического шока. ä Иммуностимулирующее действие. ä Дисбактериоз - чаще при использовании химиопрепаратов широкого спектра действия. ä Суперинфекция – наиболее чаще вызывают кандиды, S. aureus, энтерококки | 
| Наследственно детерминированные | встречаются редко, например, гемолиз при наследственном дефиците фермента глюкоза-6-фосфат дегидрогеназы | 
| Синдром отмены | наблюдается после отмены длительно применявшегося препарата | 
| Психогенные реакции и психофобии | из антимикробных препаратов наиболее часто встречаются при применении фторхинолонов, а также аминогликозидов (гентамицин, тобрамицин), хлорамфеникола, противомикобактериальных препаратов (изониазид, циклосерин, этионамид), пенициллина | 
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.