Бизнес-план: Методическое пособие к курсовому проекту и к экономической части дипломного проекта, страница 6

2.5. Финансовый план

        Данный раздел следует начинать с описания экономической среды и предположений, указывающих на происхождение тех или иных чисел, показателей и методов расчета.

         Для составления правильных финансовых расчетов удобно построить вспомогательную таблицу базовых предположений.

Таблица 2.1.

Сводная таблица предположений

Показатели

1. Интервал планирования - месяц

1

2

3

4

.

10

11

12

2. Выручка

Планируемый объем продаж

Форма оплаты

в помесячной разбивке

безналичные расчеты

Условия расчета за ТП    по периодам планирования,%.

60/40

60/40

60/40

.......

.

60/40

60/40

60/40

3. Условия расчета за   поставку сырья, материалов и энергоресурсов,%.

4. Другие операционные рас ходы (в месяц):

  -Заработная плата

  -Отчисления  на соцнужды

  -Реклама

  -Аренда

  -Налоги

  -Прочие затраты

5.Обновление товарного запаса (раз в год),       

6.Суммы на приобретение ос­новных фондов, руб.

7.График амортизации (количество лет)

8.Кредитная линия (год),руб

9.Процентная ставка

 по кредиту (год)

10.Планируемое увеличение уставного фонда ,руб.  

80/20

20/80

-

100

100

100

100

5

20000

равно

6000

25

14000

80/20

20/80

100

100

100

100

100

мерно

80/20

20/80

100

100

100

100

100

в тече

..

..

..

..

..

..

.

.

..

..

.

80/20

20/80

100

100

100

100

100

нии

80/20

20/80

100

100

100

100

100

10

80/20

20/80

100

100

100

100

100

лет

Далее можно приступать к финансовому планированию и составлению финансовых форм.

2.5.1. Прогноз объемов продаж

           Годовой объем продаж обычно принимается равным объему товарной продукции компании (фирмы) в денежном выражении. Поскольку в бизнес-плане интервал планирования выбирается равным месяцу, следует определить помесячный объем продаж (Вм). Расчет месячных объемов продаж можно выполнить исходя из годового объема товарной продукции (В), количества рабочих дней в году (Т реж) и рабочих дней (смен) в месяце (С):

        Вм = ,   нат. ед.           или                  Вм =,           (9)

где Вн.ед,, Вст.ед., - годовой объем реализованной продукции в натуральном и стоимостном выражении, соответственно.

2.5.2.  Отчет о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках характеризует операционную деятельность компании (фирмы), другими словами, определяет взаимоотношения между выручкой (доходами) и затратами. Источником выручки являются операционная и финансовая деятельность компании, поэтому отчет о прибыли и убытках составляется в два этапа. Первый этап позволяет определить операционный доход фирмы, второй - влияние финансовой деятельности фирмы на размеры этого дохода.

            Для инвесторов в отчете о прибылях и убытках наиболее важны два показателя: маржинальный доход (маржа) и операционная прибыль, используемая на выплату кредитов и процентов по ним. Маржа определяется как разница между объемом продаж и переменными затратами на производство продукции (сырье и материалы, энергозатраты, заработная плата  основная и дополнительная производственных рабочих, находящихся на сдельной форме оплаты труда).

            Разница между маржой и постоянными расходами (операционными) называется операционной прибылью (убытком) и является важным финансовым показателем компании. Финансовые издержки рассчитываются по упрощенной схеме.

Например. Если компания в первом месяце использует всю кредитную линию, взяв в банке кредит в размере 60 тыс. долларов, тогда ежемесячные процентные выплаты по кредиту, при годовой ставке 25%, составляет:  или 1250  доллара в месяц.

Вычитая финансовые издержки из операционной прибыли получают прибыль до налогообложения.

Расчеты данных показателей удобно производить в представленной форме.                                                                                    Таблица 2.2.

Отчет о прибылях и убытках

Показатели

1

2

3

...

11

12

итого за год

Объем продаж

Прямые затраты (-)

Маржинальный доход

Постоянные (операционные) расходы*,    в том числе амортизация(-)

Операционная прибыль (убыток)

Проценты по кредитам (-)

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль (по ставке 35%)

Чистая прибыль

* - заработанная плата руководителей, специалистов, служащих и прочего цехового персонала; отчисления на социальные нужды; амортизация; аренда; накладные цеховые расходы; общезаводские и прочие производственные затраты (охрана, реклама, транспортный налог  и другие налоги в составе себестоимости).

2.5.3 Прогноз финансовых потоков

          Прогноз финансовых потоков отражает деятельность предприятия в операционной, инвестиционной и финансовой сферах.

          Операционные потоки (ОП) рассчитываются по формуле:

                     ОП = Д - ПрЗ - ПЗ + А - Тз,                                                  (10)

          где Д - объем продаж за планируемый период, руб.,

            ПрЗ - прямые затраты, руб.;

ПЗ-  постоянные  затраты, включая  амортиз. отчисления, руб.

  А - амортизационные отчисления, руб.;

Тз- расходы по обновлению товарного запаса (производствен- ный запас и запас по готовой продукции), руб.

          Инвестиционные потоки (ИП) можно рассчитать по формуле, представляющей сумму капитальных вложений в проект: