Министерство образования Российской Федерации
ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет-УПИ»
БИЗНЕС - ПЛАН
Методическое пособие к курсовому проекту по дисциплине «Планирование на предприятии» и к экономической части дипломного проекта для студентов всех специальностей химико-технологического факультета, факультета строительного материаловедения и специальностей 060804, 060300 - факультета экономики и управления.
Екатеринбург 2003
УДК 338.45:66
Составители И.С. Белик, И.П. Антропова
Под редакцией проф., к. э. н. Л.В. Дистергефт
Бизнес - план: Методическое пособие к курсовому проекту по дисциплине «Планирование на предприятии» и к экономической части дипломного проекта./ И.С. Белик, И.П. Антропова. Екатеринбург: Изд. УГТУ, 1998. 56 с.
Настоящее пособие содержит методические указания по выполнению курсового проекта и экономической части дипломного проекта. В работе приводится примерная структура бизнес-плана проекта, описываются базовые аспекты любого бизнес-плана, определяются основные функции и задачи бизнес-планирования.
Методическое пособие предназначено для студентов всех форм обучения специальностей 060804, 060300 - факультета экономики и управления и всех специальностей химико-технологического и факультета строительного материаловедения.
Библиогр.: 11 назв., 5 табл., 13 прил.
Подготовлено кафедрой «Экономика и организация
химической промышленности»
ÓУральский государственный
технический университет -УПИ
Введение
В экономике рыночного типа бизнес-план является важнейшим документом, позволяющим привлечь стороннее финансирование и повысить доход. Ни один предприниматель или компания не смогут выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана.
Из бизнес-плана заинтересованные инвесторы, партнеры, представители финансирующих банков узнают какие услуги или продукция будут оказываться или производиться, каков их технический или технологический уровень, в какой инфраструктуре будет осуществляться бизнес, когда будут достигнуты результаты, кто будет нести личную ответственность за достижение конкретных целей или заданий, как руководство фирмы намерено использовать денежные средства, людские и материальные ресурсы.
При разработке бизнес-плана необходимо учитывать его типологию (см приложение 1). В данных методических указаниях представлен полный бизнес-план инвестиционного проекта, демонстрирующий способность компании (фирмы) произвести и продать достаточное количество товаров (услуг) с целью получения прибыли и удовлетворения требований инвесторов по доходности их капитала.
В соответствии с объемом в практике планирования выделяют три категории бизнес-планов: краткий, полный и операционный. Краткие бизнес-планы объемом около 10 страниц наиболее популярны у банкиров. Традиционные полные бизнес-планы по объему не превышают 40 страниц и служат для привлечения финансирования в крупных размерах или поиске стратегического партнера. Операционный бизнес-план составляет более 40 страниц. Такие планы, превышающие максимально рекомендуемый объем, пишутся по требованию и детально освещают все аспекты стратегии организации продаж, маркетинга, производственной политики, содержат подробные финансовые прогнозы.
Ориентация бизнес-плана проекта на конкретное заинтересованное лицо позволяет повысить успех начинаемого дела, однако, различные документы в основе своей должны быть одинаковы, то есть освещать единый круг вопросов, связанных с бизнесом. В связи с этим возникает важнейшая проблема бизнес-планирования - структуризация материала с выделением основных глав.
Эти вопросы и методика расчета технико-экономических показателей бизнес-плана представлены в данных методических указаниях.
Выполнение курсовых и дипломных проектов в соответствии с методическими указаниями закрепит полученные студентами знания по циклу общепрофессиональных экономических дисциплин и будет способствовать применению выработанных навыков в самостоятельной работе в компании, организации, фирме.
Данное методическое пособие ставит своей целью оказание помощи студентам в разработке структуры бизнес-плана и проведение технико-экономических и финансовых расчетов по оценке бизнес-плана проекта.
1. Разделы бизнес-плана и их содержание
Состав и содержание основных разделов бизнес-плана зависят от типа бизнеса (материальное производство, сфера услуг, розничная торговля и др.), наличия необходимой для подготовки информации, цели расчетов, круга заинтересованных лиц, называемых «читателями» бизнес-плана.
В данных методических указаниях описаны общие составляющие структуры бизнес-плана проекта категории полный план, необходимого для привлечения финансирования в крупных размерах. Объектом бизнес-планирования является производственное подразделение предприятия, внедряющее продуктовые, технологические или организационно-управленческие инновации.
1.1. Резюме (краткое описание проекта)
Раздел «краткое описание проекта» пишется после окончания разработки основного плана. Его основное назначение - убедить потенциального инвестора еще до прочтения бизнес-плана в верности выбранной стратегии бизнеса. Содержание данного раздела должно повторять полный бизнес-план:
n концепция проекта;
n стадии развития проекта;
n структура управления компанией;
n рынок сбыта товаров и услуг;
n уровень конкурентоспособности продукции;
n финансовый прогноз;
n эффективность и срок окупаемости проекта.
В приложении 2 приводятся подготовительные формы, для разработки краткого описания.
В зависимости от сути и особенностей проекта можно составить два различных типа краткого описания: тезисное и развернутое. Тезисное описание содержит краткие тезисы по каждому из аспектов бизнес-плана, развернутое - составляется в тех случаях, когда проект заключает радикально новый товар (услугу, идею), не имеющий аналогов.
1.2. Описание компании (фирмы)
В данном разделе указываются цели и задачи компании:
n история компании (краткое ее описание),
n правовой статус. Имеется ввиду, что проект реализуется на базе существующей организации без изменения ее организационно-правовой формы (ООО, ОАО, ЗАО и др.).
Выбор организационно-правовой формы накладывает отпечаток на весь дальнейший процесс инвестиционного планирования.
n факторы и переменные внешней среды, влияющие на устойчивость компании;
n факторы внутренней среды, влияющие на устойчивость компании: философия организации, стратегия и маркетинговая политика (10, с.59).
n цели, стадии развития проекта, общие экономические и финансовые показатели (по унифицированным формам федерального государственного статистического наблюдения № П-1, П-2, П-3, П-4).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.