Повышение эффективности канальных кодеков ЦСП. Классификация методов канального цифрового преобразования, страница 27

Протоколы Х.25 не предусматривают вообще передачу речевых сообщений, поскольку они ориентированы на сравнительно низкие скорости передачи (не более 10—20 кбит/с). Доступ к FR-сетям происходит в основном на скорости 56 и 64 кбит/с, поэтому в протоколах Frame Relay заложены возможности передачи речи, но окончательные решения еще не стандартизированы. Более универсальными в этом отношении являются глобальная сеть передачи данных Интернет и другие сети, работающие по протоколам TCP/IP. Обмен речевой информацией в режиме реального времени через сеть Интернет получил название Voice Over IP (VOIP), или IP-телефония (IP telephony), или Интернет-телефония (Internet telephony). В настоящее время IP-телефония считается одной из самых популярных технологий передачи речевых сообщений в связи с существенным снижением расходов на услуги телефонной связи (особенно международных переговоров) и возможным предоставлением дополнительных услуг.

Если речевой обмен осуществляется между двумя пользователями персональных компьютеров (ПК), подключенных к сети Интернет, то каждый ПК оснащается специализированной звуковой платой со встроенным кодеком речевого сигнала, кот-орая через специальный порт подключается к обычному телефонному аппарату. Кроме того, приобретается специализированный программный продукт, например Internet Phone или NetMeeting, с помощью которого в звуковой плате происходит преобра-зование аналогового сигнала в цифровой, сокращение избыточности, в том числе исключение пауз и эффективное кодирование. Далее производится «пакетирование» цифрового сообщения по принятому в сети Интернет протоколу, при этом в заголовке пакета указываются адреса отправителя и получателя сообщений, а к информационной части пакета добавляются проверочные символы с целью коррекции ошибок.

Затем пакетированные сообщения передаются от ПК к ближайшему маршрутизатору локальной вычислительной сети. Эта передача осуществляется по выделенной линии непосредственно или с помощью модема по обычной телефонной паре и коммутируемой телефонной сети. В маршрутизаторе, который работает под управлением протоколов IP (межсетевого взаимодействия), производится группирование (сборка) пакетов по направлениям и подготовка их к транспортировке по универсальным (или специализированным) цифровым магистральным сетям. Транспортировка пакетов осуществляется под управлением протоколов TCP (протоколы управления передачи данных), основной задачей которых является обеспечение надежности передачи данных, а также сохранение порядка следования (целостность) потока сообщений.

Надежность достигается за счет подтверждения доставки (квитирования) сообщения получателем. Если доставка не подтверждена, то передача сообщения повторяется необходимое число раз. Сетевой протокол IP обеспечивает только маршрутизацию, которая может быть статической (жестко заданной) или динамической, т.е. изменяющейся в зависимости от занятости (загруженности поступившими пакетами) промежуточных сетевых маршрутизаторов. Очевидно, в этом случае время прохождения отдельных пакетов (их задержка в сети) может существенно различаться. На стороне получателя сообщения — второго ПК — процессы преобразования происходят в обратном порядке.

В 1996 г. были разработаны первые варианты так называемых шлюзов для IP-телефонии (ITG Internet Telephony Gateway), которые обеспечивают связь традиционной коммутируемой телефонной сети общего пользования со средой Интернет (рис. 14.38). Шлюз, который размещается вблизи городской или учрежденческой (офисной) АТС и совмещен с маршрутизатором сети Интернет, предназначен для преобразования аналоговых речевых и служебных сигналов в цифровую последовательность, формирования последовательности пакетов по протоколам Интернет-сети и передачи этих пакетов в сеть, а также для выполнения обратных преобразований. Кроме того, шлюз обеспечивает решение ряда других задач, связанных с организацией интерфейсов, генерированием и детектированием сигналов абонентской сигнализации, управлением режимами телефонных переговоров и т.п.