Хромосомные мутации — самые частые причины отставания детей в нервно-психическом развитии. Они встречаются намного чаще, чем моногенные наследственные болезни типа фенилкетонурии или ненаследственного врожденного гипотиреоза, для раннего выявления которых в данное время в России введены программы массового неонатального скрининга.
Это не только хорошо известная педиатрам болезнь Дауна, но и немного уступающий ей по частоте синдром ломкой Х-хромосомы, характеризующийся умственной отсталостью и нормально высоким ростом, иногда макроцефалией. Его распространенность составляет примерно 1:1200 у мальчиков и 1:2000 у девочек.
Методами молекулярной генетики выявлен основной эпигенетический дефект при синдроме ломкой (фрагильной) Х-хромосомы — увеличение числа нуклеотидных повторов CGG (цитозин-гуанин-гуанин) в локусе гена фрагильной Х-хромосомы (FRAX), выявление которых предложено использовать в качестве скрининг-теста на ломкую Х-хромосому.
С мутациями генов Х-хромосомы связано около 20 синдромов умственной отсталости. Делеции многих аутосом также характеризуются задержкой развития. В этой связи среди новейших крупных достижений генетики и педиатрии следует особенно выделить развитие молекулярной цитогенетики — разработку и создание библиотеки хромосомных ДНК-зондов и молекулярно-цитогенетическую технологию флюоресцентной гибридизации in situ, т.е. непосредственно в клетке. В этом направлении в рамках Международной программы "Геном человека" развиваются исследования проф. С. Г. Ворсановой в Московском НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава РФ и проф. Ю.Б. Юрова из Центра психического здоровья РАМН. Они представляют собой часть международных научных достижений и имеют очень серьезное значение для профилактической педиатрии.
Установлено, что именно хромосомные аномалии занимают ведущее место в структуре причин детской инвалидности и выявляются примерно у 14% детей, отстающих в нервно-психическом развитии.
Но пока хромосомные болезни не подлежат скринингу, ибо хромосомные дефекты неустранимы, а возможность коррекции, т.е. моделирования нормального фенотипа с помощью диеты или гормонов — это главное условие ВОЗ для введения скрининг-программ на наследственные и врожденные болезни. Однако методы молекулярной цитогенетики станут незаменимы для пренатальной диагностики риска рождения ребенка с умственной отсталостью.
Если хромосомные аномалии исключены как причина задержки нервно-психического развития ребенка, необходимо независимо от возраста провести обследование на нераспознанную фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз. При этом в условиях детских поликлиник не следует игнорировать и простейшую пробу Феллинга на выявление фенилкетонурии (качественная реакция мочи с треххлористым железом).
Среди новых достижений молекулярной генетики следует отметить расшифровку природы синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Его распространенность среди детей очень велика — 5%. По крайней мере в каждом классе школы есть один ребенок с дефицитом внимания и гиперактивностью, отставанием в учебе. Как пограничное состояние, этот синдром не привлекает внимания ни психиатров, ни невропатологов, только школьные врачи вынуждены заниматься такими детьми.
Теперь выяснилось, что развитие синдрома дефицита внимания с гиперактивностью связано с минимальными мутациями рецептора дофамина D2 в гипоталамусе и недостаточностью тормозных функций лобных долей мозга.
В большинстве случаев удается ослабить проявления данного синдрома путем назначения нейроана-лептиков — метилфенидата или инстенона, но при условии создания благоприятной психологической и социальной среды в окружении ребенка.
Митохондриальные энцефаломиопатии. Обнаружение внеядерного генома митохондрий в 60-х годах 20-го столетия открыло новую страницу в области патологии человека, стали известны митохондриальные болезни. В митохондриальном геноме, наследуемом только от матери через цитоплазму яйцеклетки, насчитывается порядка 16 600 нуклеотидных пар.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.